logo
Средние века Билеты

Готическая архитектура: типология, эволюция, особенности национальных школ.

Первые шаги на пути сложения готики были сделаны во Франции, в иль де Франс. Около 1137 г. Настоятель Сан Дени Сугерий начал перестройку церкви аббатства. Главные новшества были превнесены в планировку и конструкцию восточной части храма, где в 1140-1144 каролингскую апсиду заменил хор с трансептом и венцом капелл. Впервые была применена каркасная система. Капеллы в Сан Дени имели витражные окна, хор был наполнен светом. Все знаем благодаря сугерию. Становление и развитие готики в различных странах имело свои особенности и хронологические рамки. В истории искусства выдаеляют раннюю, высокую и пламенеющую готику. Расцвет – высокая готика, 13-14 вв. в 13 – европейский резонанс, а в 14 – полное господство в Европе. Эпоха крупных политических потресений и завершающий этап средневековья для многих стран. Преобладают еретические, мистические учения. Контрасты и полярности в художестве. Одухотворенность уступила место готическому натурализму, обнаженности чувств. Возрастает значение светских зданий. Искусство обратилось к отдельному человеку. Поздняя готика – пламенеющая по форме линий, похожих на языки пламени. Широко используется сложный рисунок и ажурный орнамент. На рубеже 14 и 15 веков возникло интернациональная готика, мягкий стиль. Во Франции, германии, Польше, Чехии, были общие стилистические признаки. Мягкие, гибкие переходы форм, склонность к сложной символики, иносказанию. Интернациональной готикой завершился период средневекового искусства.

В архитектуре готических соборов того времени имела место тенденция, отражавшая в конечном счете рост ремесленных и торговых цехов, развитие светского начала, более сложное и широкое мировосприятие. Так, для готических соборов стало характерным большое богатство декора, нарастание черт реализма, а временами и жанровости в монументальной скульптуре.

Вместе с тем первоначальная гармоничная уравновешенность горизонтальных и вертикальных членений к. 14 в. все больше уступает место устремеленности здания ввысь, стремительной динамике архитектурных форм и ритмов.

Интерьеры готичеких соборов не только гранзиознее и данмичнее интерьеров романского стиля – они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских цервквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. Пространство среднего и боковых нефов почти сливается: боковые нефы повышаются, устои занимают сравнительно малое место. Окна становятся больше, простенки между ними заполняются фризом из арочек. Тенденция к слиянию внутренного пространства сильнее всего проявилась в архитектуре Германии, где соборы строились по зальной системе, т.е. боковые нефы делались той же высоты, что и главный.

Сильно изменился и внешний вид готических соборов. Характерные для большинства романских церквей массивные башни над средокрестием исчези. Зато мощные и стройные башни часто фланкируют западный фасад, богато украшенный скульптурой. Размеры портала значительно увеличились.

Готические соборы как бы вырастают на глазах у зрителя. Очень показательна в этом отношении башня собора во Фрейбурге. Массивная и грузная в своем основании, она охватывает весь западный фасад; но устремляясь ввысь, становится все стройнее, постепенно утончается и завершается каменным ажурным шатром.

Романские церкви гладью стены были четко изолированы от окружающего простнаства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взимопроникновения внутреннего пространства и внешней природы. Мастера виртуарзно создавали фактурные и ритмические эффекты, используя кирпич различной формы и размеров и разнообразные способы кладки.

Мастера готической архитектуры внесли много нового в планировку соборного интерьера. Первоначально одному пролету среднего нефа соответствовали два звена – пролеты боковых нефов. При этом основная нагрузка ложилась на основные устои, тогда как промежуточные устои выполняли задачи второстепенные, поддерживаля пяты сводов боковых нефов. Промежуточным устоям соответственно придавали меньшее сечение. Но с начала 13 в. стало обычны иное решение; все устои делали одинаковыми, квадрат среднего делился на два прямоугольника, и каждому звену боковых нефов соответствовало одно звено среднего нефа. Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также трансепт) состояло из ряда единнообразных ячеек или травей.

В то время по требованию церкви в уже построенных соборах устанавливались перегородки, отделявшие хор от общедоступной части здания, а во вновь строившихся соборах предусматривалась иная планировка. В основной – продольой – части интерьера вместо пяти стали строить три нефа; снова развиванется трансепт, по большей части – трехнефный. Восточную часть собора – хор – стали увеличивать до пяти нефов. Больше капеллы окружали венком восточную абсиду. Большое значение имели резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, выраставшие, словно цветы и литья, на ветках каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Большие изменения претерпел и орнамент, украшаюший капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происходждению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня.

Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. фреску заменил витраж – своеобразный вид живописи. Возникли витражи, по-видимому, в каролингскую эпоху, но польное развитие и распространение они получили лишь при переходе от романского к готическому искусству.

Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звученые цвета, что создавало необычных художественный эффект. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики выполненные в технике темперы, или цветные рельефы так же отличались яркостью красок.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4