Каролингская архитектура.
Дворцовый комплекс и его капелла в Аахене, надвратная зала в Лорше, базилика монастыря Сен-Рикье, Фульда, Сен-Галлен и Корвей, ораторий в Жерминьи-де-Пре.
Искусство и архитектура в конце 8 – в 10 в. поднялись на более высокую, чем в 6-8 столетиях, ступень. Новый этап - более значительные по размерам и сложные по формам сооружения, поиски ясных и продуманных пропорций. Деревянных построек 8-10 вв. не осталось, но в распоряжении Карла Великого были умелые плотники, которых он посылал в Италию. Оттуда он выписывал мастеров, умевших возводить каменные здания. Сохранились сведения о дворцах и соборах, построенных в резиденциях императора в Аахене, Ингельсгейме, Неймегене.
Зданий сохранилось немного. Период положил начало дальнейшему развитию зодчества. Был выработан ряд новых типов сооружений: бург – укрепленный военный лагерь, прообраз замка, монастырский комплекс, базилика, завершающаяся на западе вестверком (многоярусной постройкой на квадратном основании). Двусторонняя ориентация зданий – толчок к оформление западного фасада (!!!).
Наиболее значительное культовое сооружение - дворцовая капелла, архитектор - Оддо из Меца .(795 и 805 гг.) в Аахене.
Аахенская капелла - не первое центрическое сооружение каролингского времени: ее предшественницы - капелла в Неймегене и церковь в Георгенберге. Аахенская капелла имеет свой образец в Италии – церковь Сан Витале в Равенне (но иное содержание). Мраморные колонны установили в пролетах мощных, опирающийся на столбы, арок. Выглядело все внушительно, но ордер не понимали. Главный герой – тяжелая торжественная рама, охватывающая ясную и жесткую структуру здания. Воспользовавшись общей архитектурной формулой Сан Витале и подражая ей, зодчие Аахенской капеллы проявили самостоятельность. Как и Сан Витале, Аахенская капелла - высокий центральный восьмиугольный зал, окруженный более низким шестнадцатиугольником (не восьмиугольником, как в Сан Витале). Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. Обход двухэтажный; нижний этаж открыт в центральное пространство арками между опорными столбами восьмиугольника, второй этаж имеет двухъярусную аркаду на колоннах, доставленных из Равенны. Иллюзия трех этажей. Внутреннее пространство восьмиугольника соединено с внешним шестнадцатиугольником. В нижней галерее применены сложные крестовые своды, в верхней – наклонные цилиндрические своды, передающие распор купола на массивные внешние стены. Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. В художественном отношении она выглядит большее мощной, чем Сан Витале, но грубее и проще.
В капелле находилось тронное помещение, церковные и гос. реликвии, труп Карла.
Аахенская капелла считавшаяся в те времена чудом строительного искусства, вызвала ряд подражаний. Вариант центрического сооружения - капелла св. Михаила в Фульде. Однако здания этого центрического типа не соответствовали потребностям католического культа, дальше - все реже и реже. Господствовавшей стала базиликальная форма. в первой половине 9 в. еще не достаточно ясно; возводят храмы самых разнообразных форм. Характерна церковь в Жерминьи де Пре, в плане квадрат с тремя апсидами – на восточной, южной и северной сторонах.
Базилики каролингских времен в первоначальном виде не сохранились, но судить можно остаткам и по документам. значительное усложнение форм монастырской базилики (гравюра 1612 года с рисунками сгоревшей рукописи 11 в.) здесь изображена начатая в 790 г. церковь Сень Рикье – трехнефная базилика с двумя трансептами. Восточный трансепт завершался полукруглой апсидой и хором; западный имел над проходом высоко расположенный хор. Над двумя средокрестиями, в местах пересечения трансептов и продольного помещения, находились башни. Это была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством. Другая монастырская церковь – Сен Филибер де Гранлье - трехнефная крестовая базилика на столбах с тремя восточными апсидами. Потребности нового феодального общества вызвали и обусловили рост строительного мастерства и зарождение более развитых представлений об эстетических возможностях архитектуры.
О внешнем убранстве церквей 8-9 вв. можно составить представление по монастырским воротам в Лорше. Два этажа, на нижнем – три большие арки на импостах, разделенные колоннами, несущими небольшой карниз. В верхнем этаже – каннелированные пилястры с античными капителями (подобно триумфальным аркам), но над ними – не арки, а треугольники фронтонов, вершинами своими упирающиеся в верхний карниз. Колонны и пилястры выдержаны в античных пропорциях. Особое своеобразие придает воротам узор, выложенный из светлых и темных плит. Стена боится пустоты и ее инкрустировали.
- Периодизация западно-европейского средневековья.
- 2. Архитектура раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Монументальная живопись Рима 6-9 веков.
- Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Каролингское возрождение: общая характеристика.
- Каролингская архитектура.
- Каролингская книжная миниатюра.
- 8. Оттоновское возрождение: общая характеристика.
- 9. Оттоновская книжная миниатюра.
- 12. Паломнические церкви и их влияние на национальные архитектурные школы.
- Романский собор. Типология, общая характеристика архитектуры и декорации, особенности национальных школ.
- 14. Клюни и клюнийская школа в архитектуре, скульптуре и живописи.
- 15. Романская архитектура Франции.
- 16. Романская архитектура Италии.
- 17. Романская архитектура Германии.
- 18. Романский скульптурный портал: иконография.
- 19. Романская скульптура Франции.
- 21. Романская монументальная живопись.
- 23. Книжная иллюстрация второй половины 11 - 12 веков.
- Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация.
- Готическая архитектура: типология, эволюция, особенности национальных школ.
- 28. Сложение готики в архитектуре Франции. Ранняя готика.
- 29. Великие готические соборы Франции 1190-1230 годов. Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики.
- 30. Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж.
- 31. Второй этап зрелой готики в архитектуре Франции и его воздействие на другие архитектурные школы. 13 век в архитектуре европейской готики.
- 32. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Германии.
- 33. Готическая архитектура Италии.
- 34. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Англии.
- 36. Позднеготическая архитектура Англии.
- 37. Позднеготическая архитектура Франции.
- 38. Позднеготическая архитектура Германии.
- 39. Готический скульптурный портал: структура и иконография.
- 40. Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов.
- 43. Итальянская готическая скульптура.
- 45. Позднеготическая скульптура Франции.
- Готическая живопись: типология, стилистика, особенности национальных школ. См.Ниже.
- 43. Готический витраж 12-14 века.
- 44. Готическая книжная миниатюра 13 века.
- Живопись в Италии второй половины 12- 13 веков.
- 46. Готическая книжная миниатюра 14 – начала 15 века.
- Византия и искусство западноевропейского средневековья.
- 49. Светская архитектура зрелого и позднего средневековья.