logo
Средние века Билеты

Каролингская архитектура.

Дворцовый комплекс и его капелла в Аахене, надвратная зала в Лорше, базилика монастыря Сен-Рикье, Фульда, Сен-Галлен и Корвей, ораторий в Жерминьи-де-Пре.

Искусство и архитектура в конце 8 – в 10 в. поднялись на более высокую, чем в 6-8 столетиях, ступень. Новый этап - более значительные по размерам и сложные по формам сооружения, поиски ясных и продуманных пропорций. Деревянных построек 8-10 вв. не осталось, но в распоряжении Карла Великого были умелые плотники, которых он посылал в Италию. Оттуда он выписывал мастеров, умевших возводить каменные здания. Сохранились сведения о дворцах и соборах, построенных в резиденциях императора в Аахене, Ингельсгейме, Неймегене.

Зданий сохранилось немного. Период положил начало дальнейшему развитию зодчества. Был выработан ряд новых типов сооружений: бург – укрепленный военный лагерь, прообраз замка, монастырский комплекс, базилика, завершающаяся на западе вестверком (многоярусной постройкой на квадратном основании). Двусторонняя ориентация зданий – толчок к оформление западного фасада (!!!).

Наиболее значительное культовое сооружение - дворцовая капелла, архитектор - Оддо из Меца .(795 и 805 гг.) в Аахене.

Аахенская капелла - не первое центрическое сооружение каролингского времени: ее предшественницы - капелла в Неймегене и церковь в Георгенберге. Аахенская капелла имеет свой образец в Италии – церковь Сан Витале в Равенне (но иное содержание). Мраморные колонны установили в пролетах мощных, опирающийся на столбы, арок. Выглядело все внушительно, но ордер не понимали. Главный герой – тяжелая торжественная рама, охватывающая ясную и жесткую структуру здания. Воспользовавшись общей архитектурной формулой Сан Витале и подражая ей, зодчие Аахенской капеллы проявили самостоятельность. Как и Сан Витале, Аахенская капелла - высокий центральный восьмиугольный зал, окруженный более низким шестнадцатиугольником (не восьмиугольником, как в Сан Витале). Центральное пространство перекрыто куполообразным сводом на барабане с окнами. Обход двухэтажный; нижний этаж открыт в центральное пространство арками между опорными столбами восьмиугольника, второй этаж имеет двухъярусную аркаду на колоннах, доставленных из Равенны. Иллюзия трех этажей. Внутреннее пространство восьмиугольника соединено с внешним шестнадцатиугольником. В нижней галерее применены сложные крестовые своды, в верхней – наклонные цилиндрические своды, передающие распор купола на массивные внешние стены. Аахенская капелла свидетельствует о мастерстве и опыте ее создателей. В художественном отношении она выглядит большее мощной, чем Сан Витале, но грубее и проще.

В капелле находилось тронное помещение, церковные и гос. реликвии, труп Карла.

Аахенская капелла считавшаяся в те времена чудом строительного искусства, вызвала ряд подражаний. Вариант центрического сооружения - капелла св. Михаила в Фульде. Однако здания этого центрического типа не соответствовали потребностям католического культа, дальше - все реже и реже. Господствовавшей стала базиликальная форма. в первой половине 9 в. еще не достаточно ясно; возводят храмы самых разнообразных форм. Характерна церковь в Жерминьи де Пре, в плане квадрат с тремя апсидами – на восточной, южной и северной сторонах.

Базилики каролингских времен в первоначальном виде не сохранились, но судить можно остаткам и по документам. значительное усложнение форм монастырской базилики (гравюра 1612 года с рисунками сгоревшей рукописи 11 в.) здесь изображена начатая в 790 г. церковь Сень Рикье – трехнефная базилика с двумя трансептами. Восточный трансепт завершался полукруглой апсидой и хором; западный имел над проходом высоко расположенный хор. Над двумя средокрестиями, в местах пересечения трансептов и продольного помещения, находились башни. Это была уже сложная базилика с четко расчлененным внутренним пространством. Другая монастырская церковь – Сен Филибер де Гранлье - трехнефная крестовая базилика на столбах с тремя восточными апсидами. Потребности нового феодального общества вызвали и обусловили рост строительного мастерства и зарождение более развитых представлений об эстетических возможностях архитектуры.

О внешнем убранстве церквей 8-9 вв. можно составить представление по монастырским воротам в Лорше. Два этажа, на нижнем – три большие арки на импостах, разделенные колоннами, несущими небольшой карниз. В верхнем этаже – каннелированные пилястры с античными капителями (подобно триумфальным аркам), но над ними – не арки, а треугольники фронтонов, вершинами своими упирающиеся в верхний карниз. Колонны и пилястры выдержаны в античных пропорциях. Особое своеобразие придает воротам узор, выложенный из светлых и темных плит. Стена боится пустоты и ее инкрустировали.