Романский собор. Типология, общая характеристика архитектуры и декорации, особенности национальных школ.
Обозвали так за стремление подражать античности. Ведущий вид романики - архитектура. Сооружения весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура не получила столь широкого развития. Храмы напоминали крепости. Главные заказчики - монастырские ордена (напр., бенедиктический), а строители и рабочие – монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов – одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Монастыри умели привлекать к себе различных мастеров со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.
Материал - местный камень, доставлять издалека было почти невозможно (бездорожье, много границ – много пошлин). Камни отесывались различными мастерами – в средневековом искусстве редко встречаются две одинаковые детали, например, капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-каменорез, имевший в пределах полученного им задания (размеров, а возможно, также и темы) творческую свободу. Отесанный камень укладывался на растворе, которым постепенно учились пользоваться.
Наиболее последовательное и чистое выражение принципов - в культовых комплексах. Главное монастырское зданием - церковь; рядом с ней - внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря, спальня монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.
Храмы чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика – трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним или двумя трансептами. Иногда - усложнение и обогащение восточной части церкви: хор, завершаемый выступом апсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (венок капелл). В некоторых странах, во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную апсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям. Феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ.
Четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, продольный корпус базилики, трансепты, восточная апсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих. Но коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. В части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. Они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний. Более совершенная техника обработки камня, ясное понимание архитектурного целого, продуманная система пропорций, осознание художественных возможностей, заложенных в строительной конструкции, - все это отличало романское зодчество от сооружений предшествовавшего периода. В романской архитектуре наглядно воплотились и суровая сила духовного мира людей того времени и представление о мощи человеческого труда, борющегося с природой.
Наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа. Так как последний был и шире и выше боковых. Различные школы решали проблему по-разному. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий раннехристианских базилик. Кровля на стропилах была легкой, не вызывала бокового распора не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окна. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней нормандской школе во Франции.
Преимущества деревянных перекрытий не остановили зодчих в поисках других решений. Для романского стиля характерны перекрытия главного нефа массивным сводом из клинчатых камней. Нововведение создавало новые художественные возможности.
Раньше всего появился цилиндрический свод, иногда с подпружными арками в главном нефе. Распор его снимался крестовыми сводами в боковых нефах. У зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались ослабить стенды широкими оконными проемами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.
С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появлялся ярус окон. Впервые, вероятно, в Бургундии.
Для интерьера типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется главный ярус, окна обычно имели полуциркульное завершение, боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных в масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та - редко расположенными арками высоких окон.
Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками, так называемых эмпор (открывающейся в главный неф галереи, размещенной над сводами боковых нефов). Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры.
Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и бокового нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путем искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролетов по мере их удаления к восточной части церкви (например, в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.
Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно более правдиво выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви; снаружи обычно отчетливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. Так, столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют контрфорс, приставленные к наружным стенам. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества.
- Периодизация западно-европейского средневековья.
- 2. Архитектура раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Монументальная живопись Рима 6-9 веков.
- Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Каролингское возрождение: общая характеристика.
- Каролингская архитектура.
- Каролингская книжная миниатюра.
- 8. Оттоновское возрождение: общая характеристика.
- 9. Оттоновская книжная миниатюра.
- 12. Паломнические церкви и их влияние на национальные архитектурные школы.
- Романский собор. Типология, общая характеристика архитектуры и декорации, особенности национальных школ.
- 14. Клюни и клюнийская школа в архитектуре, скульптуре и живописи.
- 15. Романская архитектура Франции.
- 16. Романская архитектура Италии.
- 17. Романская архитектура Германии.
- 18. Романский скульптурный портал: иконография.
- 19. Романская скульптура Франции.
- 21. Романская монументальная живопись.
- 23. Книжная иллюстрация второй половины 11 - 12 веков.
- Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация.
- Готическая архитектура: типология, эволюция, особенности национальных школ.
- 28. Сложение готики в архитектуре Франции. Ранняя готика.
- 29. Великие готические соборы Франции 1190-1230 годов. Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики.
- 30. Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж.
- 31. Второй этап зрелой готики в архитектуре Франции и его воздействие на другие архитектурные школы. 13 век в архитектуре европейской готики.
- 32. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Германии.
- 33. Готическая архитектура Италии.
- 34. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Англии.
- 36. Позднеготическая архитектура Англии.
- 37. Позднеготическая архитектура Франции.
- 38. Позднеготическая архитектура Германии.
- 39. Готический скульптурный портал: структура и иконография.
- 40. Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов.
- 43. Итальянская готическая скульптура.
- 45. Позднеготическая скульптура Франции.
- Готическая живопись: типология, стилистика, особенности национальных школ. См.Ниже.
- 43. Готический витраж 12-14 века.
- 44. Готическая книжная миниатюра 13 века.
- Живопись в Италии второй половины 12- 13 веков.
- 46. Готическая книжная миниатюра 14 – начала 15 века.
- Византия и искусство западноевропейского средневековья.
- 49. Светская архитектура зрелого и позднего средневековья.