logo
Средние века Билеты

30. Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж.

Шартрский собор был посвящен Святой Деве и особо почитался, очевидно, потому что место, на котором он стоял, было местом паломничества еще в языческую эпоху: здесь существовало кельтское капище и бил священный источник, который сохранился в подвалах собора. Первый собор появился еще в IV веке и просуществовал до 743 года. Вновь отстроенному зданию не удалось пережить норманнского завоевания и в 853 году оно также погибло. Реконструкцию собора возглавил епископ Жильбер: при нем территория, отведенная под постройку, была расширена, и само здание получило статус городского кафедрального собора. В это время во Франции царствовал Карл II Лысый, который пожертвовал восстановленному собору драгоценную реликвию - Покров Богоматери.Предание утверждает, что именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа. В 911 году под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное с Покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Покров на городской стене и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.

Чудотворную "сорочку" девы Марии никто никогда не видел: ковчежец, в котором она хранилась, никогда не открывался. Он был вскрыт только во времена французской революции: в нем оказались сирийская ткань и украшенное изображениями львов покрывало, по отзыву экспертов, первого века нашей эры.

Еще несколько зданий сменяют друг друга. Долго сохранялся собор, построенный в XI веке. Однако он не уцелел в пожаре 1194 года, и сохранились лишь паперть, фасад и крипта, имевшие каменные своды. Поначалу пожар воспринимали как катастрофу, ибо думали, что вместе с храмом погибли и священные реликвии Богоматери. Но когда реликвии обнаружили в целости и сохранности, отношение к пожару резко изменилось: его истолковали как знамение, посредством которого Дева Мария выразила пожелание, чтобы ей возвели новый храм, прекраснее прежнего. Немедленно приступили к сооружению нового здания; для строительства использовали очень прочный песчаник, добывавшийся в каменоломнях Бершера, находившихся в 8 километрах от Шартра. Некоторые камни в нижних частях постройки достигают двух-трех метров в длину и одного метра в высоту.

Архитектура. Нотр-Дам де Шартр, освященный в 1260 году в присутствии короля Людовика IX и ставший первым в истории Франции собором, посвященным Деве Марии, является одним из лучших образцов "чистой" готики, с теми особенностями стиля, которые присущи французским средневековым постройкам. Его ценность состоит еще и в том, что он сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название "Акрополя Франции". Возведенный храм стал не только самым большим из готических соборов того времени, но и самым величественным - во всем, вплоть до мельчайших деталей.

План нового собора был определен планом предшествовавшего здания, в силу необходимости сохранить подземную крипту. В плане собор представляет собой базиликальную форму с тремя нефами, трехнефным трансептом, двойным обходом и тремя капеллами. Центральный неф заметно шире остальных. Все пространство перекрыто крестовыми сводами.

Снаружи собор - воплощение монументальности. Огромные контрфорсы нефа служат демонстрацией могущества, а укрепление стен и поддержка сводов - лишь второстепенная их функция. Контрфорсы хора несколько легче, но базовая структура их остается неизменной. Западный фасад сохраняет больше плоскости стены и трех порталов сравнительно небольших размеров. Завершения высоких окон второго яруса полукруглые, а не стрельчатые. Третий ярус – квадрат стены, в который врезана огромная роза, резко контрастирующая с массивными башнями. Фасад как бы сдавлен между этими сохранившимися от старой церкви романскими башнями, покрытыми высокими готическими стрельчатыми шатрами. фасад украшен скульптурами, переходными от романского к раннеготическому стилю. Ступенчатые контрфорсы (кроме контрфорсов хора), приставленные вплотную к стенам очень прочные и массивные. За полуроманской оболочкой скрыто внутреннее пространство, переход от ранней готики к зрелой. обширный центральный неф. Большая высота арок, которые отделяют центральный неф от боковых, дает возможность воспринять последние как единое целое с пространством центрального нефа. Стена над арками не прорезана аркадой эмпор, и легкие арочки трифория не разрушают, а оживляют ее плоскости. Поэтому продольный корпус трехнефного собора обладает особенной целостностью. Перспективный ряд очень высоких окон, и стремительно взлетающие вверх, к сводам, пучки стройных полуколонок своим ритмом влекут к алтарю. Внезапное расширение пространства при движении (из-за трансепта и двойного обхода), причем благодаря размерам трансепта это ощущение гораздо острее, чем в Парижском соборе. Своды шартрского собора больше по высоте, чем в Нотр-Дам-де-Пари, но не кажутся ни слишком огромными, ни слишком легковесными, но производят впечатление массивных и чрезвычайно мощных. Самым важным изменением оказалось увеличение верхнего, оконного яруса - теперь, когда контрфорсы были отделены от внутренней вертикальной конструкции, окна можно было продлить вниз, в зону, которую ранее занимали эмпоры и галереи трифория, под крышей которых прежде прятали контрфорсы.

Скульптура. Богатство скульптурного убранства порталов. От скульптур Шартра берет начало заполнение соборов целым миром статуй и рельефов. Фасад украшают три портала. Над центральным порталом, чуть врезанным в толщу стены и поэтому прекрасно освещенном, расположены неглубоко поставленные высокие окна с полукруглым завершением. Над ними - роза XIII века. Центральную часть фасада венчает "галерея королей".С западной стороны к зданию храма примыкают две башни. КОРОЛЕВСКИЙ ПОРТАЛ. Трое врат близко сдвинуты и почти соприкасаются. В тимпанах боковых арок помещены симметричные композиции: "Мария с младенцем" (справа) и "Вознесение" (слева). Тимпан центральных врат украшен традиционным "Христос во славе". Композиция тимпана. Фигуры, символизирующие четыре евангелия, свободно размещены вокруг изображенного в мандорле Христа. Плавный силуэт радует глаз спокойной одухотворенностью, утонченным изяществом легких, графически переданных складок. Фигура Христа выделена на фоне выразительных взмахов крыльев и упруго изогнутых тел быка и льва, а также расположенных над ними более легких фигур ангела и орла. Беспокойная, с глубокими сочными тенями орнаментальная резьба, покрывающая эти фигуры, еще более оттеняет изящество образа Христа. На фризе под центральным тимпаном в строгом и спокойном ритме изображены апостолы, а по сводам арки, обрамляющей тимпан, в три ряда помещены 24 старца, предстоящие перед Христом. Тимпан сочетает уравновешенность и четкость пластических форм порталов Прованса с тонкой и точной выразительностью графической резьбы, восходящей к бургундской школе, но освобожденной от свойственной ей сложности и запутанности. Самое важное художественное качество шартрских тимпанов - непередаваемый словами дух просветленной гармонии образа.

Интересны статуи пророков и предков Христа по бокам трех входов западного фасада. Они размещены группами из трех и пяти фигур, подчеркивая такой группировкой нарастание торжественности композиций портала к центру. Статуи, помещенные на консолях, разделены тонкими стволами полуколонн. Удлиненные фигуры святых повторяют ритм столбов, драпировки их одеяний иногда расширяющимися по нижнему краю, воспринимаются почти как каннелюры или как продолжение резных узоров, которые заполняют поверхность пилястр между статуями.

Повторение линий создает впечатление единства и устойчивости, соответствующее серьезной строгости общего замысла. Здесь мало движения, и по виду фигур понятно, что они не общаются ни друг с другом, ни со зрителем. Однако удлиненность и общая условность форм не делают их фантастически невероятными, гротескными.

Тонкость и удлиненность, характерные для XII века, ушли в прошлое. На их место пришли острые складки, подчеркивающие пустоту пространства между ними. Фасады трансептов выдают почерк двух различных художественных мастерских, руководимых разными творческими индивидуальностями. Строгий северный фасад с прекрасными, молчаливыми, полными сдержанности статуями пророков и предков Христа, еще отдающими дань архаизирующей стилизации Шартрской скульптурной школы XII века, в целом противостоит более зрелому и классицизирующему стилю южного трансепта

Витраж. Наружному облику Шартрского собора свойственны единство и законченность. В отборе декоративных средств сказалась в оформлении интерьера храма та же тщательность. Внутренность храма была украшена мастерами стекольщиками и живописцами. Витражные комплексы в своей совокупности образуют насыщенную изображениями внутреннюю оболочку интерьера, неотрывную от его архитектурного облика и строя.

Из-за дороговизны и трудоемкости витража заполнение всех окон не могло быть единовременным (что позволило избежать унификации и содействовало разнообразию самих изображений и их стилистики). Витражи создавались иждивением церковной администрации, но также и светских кругов, от монархов и феодальных властителей до ремесленных корпораций, причем дарители, как правило, сами определяли содержание вносимых ими композиций. Благодаря огромным площадям можно было расширить состав изображений. Весьма значительна доля светских мотивов, связанных с дарами цеховых заказчиков, - эпизоды труда ремесленников различных профессий. Изображались также исторические события и мотивы, почерпнутые из литературных произведений.

Были и канонические установки. Северная сторона храма должна быть заполнена изображениями из Ветхого, южная - из Нового. Западный фасад был отдан теме Страшного суда. В апсиде изображалось рождение, страсти, воскресение и вознесение Иисуса. Символические по содержанию витражи соседствовали с житиями святых.

Витражи Шартра отражают эволюцию готического стиля и позволяют проследить историю возведения храма. Выделяют два основных периода в деятельности шартрской витражной мастерской: до 30-х годов XIII века сохраняется романизирующая линия, но у же к 40-м годам того же столетия воцаряется зрелый готический стиль. Примером раннеготического ансамбля может служить витражное убранство западного фасада: витражня роза и три стрельчатых окна (лаконичная манера с тяготением к фронтальным построениям и акцентом на статике действия, характерными застывшими складками драпировок и общей скульптурностью рисунка) вступает в перекличку с Королевским порталом западного же фасада. Близость к романике ощутима в витражах окон северного бокового нефа и хора. Но если в искусстве северного фасада ощутимы черты, сближающие его с раннеготической пластикой и витражами Лана, то южный фасад имеет гораздо больше точек соприкосновения с художественными школами Парижа, колыбели большинства художественных инноваций той эпохи, и Реймса. И точно так, как в статуях порталов южного фасада, за некоторыми исключениями, выражен готический классический идеал, в витражах южного рукава трансепта и южной стены с их гибкими динамичными фигурами, облаченными в классические складки драпировок, бесконечно разнообразных по своему рисунку, по изобилию градаций покоя и динамики, также ясно ощутим классический дух зрелой готики.

Изменяются композиционные схемы. Признаком смены стиля стало усложнение орнаментальных построений, складывающихся теперь в прихотливые узоры из стилизованных листьев, цветов, розеток, покрывающих бордюры, иногда - весь фон. Орнаментальный характер приобретают сами сюжетные клейма; арматура также теряет прямолинейные очертания, включаясь в общий декоративный ритм целого за счет своих изогнутых форм.

Детализированность и орнаментальность "лучистого" стиля требовали хорошей освещенности интерьера, без которой посетителю храма было бы трудно оценить все достоинства этого варианта готики. В ответ на это последнее требование витражисты стали делать более тонкие и прозрачные стекла и пользоваться более яркими красками. В красочную гамму вводились сложные цвета, образованные путем дублирования, то есть совмещения разноцветных стекол.