logo
Средние века Билеты

45. Позднеготическая скульптура Франции.

Алтарная преграда Нотр Дам, порталы трансепта собора в Руане статуя Адама из музея Клюни в Париже, надгробие Филиппа Смелого, колодец Моисея и портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера, надгробие Филиппа По, алтарная преграда Альби, скульптурный анамбль в Бру.

Алтарная преграда Нотр Дам,

Порталы трансепта собора в Руане, портал южного фасада считается более поздним, на всех трех регистрах тимпана изображены сцены страстей Христовых. На центральной колонне портала помещено изваяние фигуры Христа, на откосах – статуи апостолов. Все фигуры стоят на высоких пьедесталах. Установленный между тонкими полуколоннами и обрамленные вертикальными полосами орнамента из Квадрифории, эти пьедесталы украшены барельефами с циклами на тему ветхозаветных преданий. На центральной колонне портала история Иова, на правом откосе – цикл, посвещенный Иосифу, на левом – Иакову. Читаются, как книга в картинках, иконографически и типологически они связаны со сценами страстей Христовых на тимпане, но отличаются от них большей повествовательностью. Но фигуры выполнены довольно примитивно. Портал книжников обязан своим названием тому, что перед ним торговали книгами. Тимпан – страшный суд. А сохранились только два нижних регистра. На нижнем изображено воскресение мертвых, на верхнем – отделение праведников от грешников. Сцена на нижнем регистре необычна. Люди, встающие из могил, расположены в два ряда, совмещенные внутри одной горизонтальной секции. Это создает впечатление сумятицы и беспорядка. На верхнем рельефе ряды фигур размещены внахлест, что создает ощущение пространственной глубины, Более типичной для рельефов Италии.

статуя Адама из музея Клюни в Париже, статуя обнаженного Адама, ныне выставленная в музее Клюни, соседствовала с фигурой Евы в южном трансепте Нотр-Дама. Они стояли у ног Спасителя, рядом с которым ангелы держали орудия страстей. Детали изящного, немного удлиненного тела, проработаны с чрезвычайно строгостью и сдержанностью. Отсутствие одежды позволяет оценить изящную контрапостную позу (слегка оставленное правое бедро Адама продолжает линию правой ноги, на которую приходится вес тела, левое плечо развернуто вперед, уравновешивая левую ногу, которая немного длиннее правой, голова слегка повернута направо. Статуя в натуральную величину. Статуя свидетельствует о значительном прогрессе в восприятии человеческого тела и его двигательных возможностей. Изваяние, скорее всего, стояло в нише и предполагало только фронтальный обзор. Первоначально тело было окрашено в бледно-розовый цвет.

надгробие Филиппа Смелого и колодец Моисея тоже приписываются Слютеру.

портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера, на центральной колонне портала помещена Мадонна с младенцем. Поза гармонична. Вес тела приходится на левую ногу. Верхняя часть тела развернута к младенцу Христу, которого она держит на сгибе левой руке. Ее пышый плащ прорисован на бедре и ниспадает струящимися складками. В правой руки когда-то держала скипетр. С точки хрения истории искусства эта статуя принадлежит к типу «прекрасной Мадонны» но она делает шаг вперед в своем развитии. То же относится к моделировке лица, где чуть заметен второй подбородок, ямочка на щеке, а также формой глаз и лба, несомненно взяты из реальной жизни. Что касается откосов портала, то их иконография граничит с еретической, а композиция совершенно необычна. Фигуры, укращающие их, единственные в своем роде, и, вероятно, Слютеру удалось поместить их сюда потому что здание не предполагалось для широкой публики. На левом откосе изображен в натуральную величину коленопреклоненный и молитвенно простирающий руки к Богоматери Филипп Смелый, напротив его – его супруга. За спинами властителей Бургундии стоят их небесные покровители, святые Иоанн и Екатерина. Лица супружеской четы портретны. Раньше не было живых людей на порталах.