45. Позднеготическая скульптура Франции.
Алтарная преграда Нотр Дам, порталы трансепта собора в Руане статуя Адама из музея Клюни в Париже, надгробие Филиппа Смелого, колодец Моисея и портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера, надгробие Филиппа По, алтарная преграда Альби, скульптурный анамбль в Бру.
Алтарная преграда Нотр Дам,
Порталы трансепта собора в Руане, портал южного фасада считается более поздним, на всех трех регистрах тимпана изображены сцены страстей Христовых. На центральной колонне портала помещено изваяние фигуры Христа, на откосах – статуи апостолов. Все фигуры стоят на высоких пьедесталах. Установленный между тонкими полуколоннами и обрамленные вертикальными полосами орнамента из Квадрифории, эти пьедесталы украшены барельефами с циклами на тему ветхозаветных преданий. На центральной колонне портала история Иова, на правом откосе – цикл, посвещенный Иосифу, на левом – Иакову. Читаются, как книга в картинках, иконографически и типологически они связаны со сценами страстей Христовых на тимпане, но отличаются от них большей повествовательностью. Но фигуры выполнены довольно примитивно. Портал книжников обязан своим названием тому, что перед ним торговали книгами. Тимпан – страшный суд. А сохранились только два нижних регистра. На нижнем изображено воскресение мертвых, на верхнем – отделение праведников от грешников. Сцена на нижнем регистре необычна. Люди, встающие из могил, расположены в два ряда, совмещенные внутри одной горизонтальной секции. Это создает впечатление сумятицы и беспорядка. На верхнем рельефе ряды фигур размещены внахлест, что создает ощущение пространственной глубины, Более типичной для рельефов Италии.
статуя Адама из музея Клюни в Париже, статуя обнаженного Адама, ныне выставленная в музее Клюни, соседствовала с фигурой Евы в южном трансепте Нотр-Дама. Они стояли у ног Спасителя, рядом с которым ангелы держали орудия страстей. Детали изящного, немного удлиненного тела, проработаны с чрезвычайно строгостью и сдержанностью. Отсутствие одежды позволяет оценить изящную контрапостную позу (слегка оставленное правое бедро Адама продолжает линию правой ноги, на которую приходится вес тела, левое плечо развернуто вперед, уравновешивая левую ногу, которая немного длиннее правой, голова слегка повернута направо. Статуя в натуральную величину. Статуя свидетельствует о значительном прогрессе в восприятии человеческого тела и его двигательных возможностей. Изваяние, скорее всего, стояло в нише и предполагало только фронтальный обзор. Первоначально тело было окрашено в бледно-розовый цвет.
надгробие Филиппа Смелого и колодец Моисея тоже приписываются Слютеру.
портал церкви Шартрез де Шанмоль Клауса Слютера, на центральной колонне портала помещена Мадонна с младенцем. Поза гармонична. Вес тела приходится на левую ногу. Верхняя часть тела развернута к младенцу Христу, которого она держит на сгибе левой руке. Ее пышый плащ прорисован на бедре и ниспадает струящимися складками. В правой руки когда-то держала скипетр. С точки хрения истории искусства эта статуя принадлежит к типу «прекрасной Мадонны» но она делает шаг вперед в своем развитии. То же относится к моделировке лица, где чуть заметен второй подбородок, ямочка на щеке, а также формой глаз и лба, несомненно взяты из реальной жизни. Что касается откосов портала, то их иконография граничит с еретической, а композиция совершенно необычна. Фигуры, укращающие их, единственные в своем роде, и, вероятно, Слютеру удалось поместить их сюда потому что здание не предполагалось для широкой публики. На левом откосе изображен в натуральную величину коленопреклоненный и молитвенно простирающий руки к Богоматери Филипп Смелый, напротив его – его супруга. За спинами властителей Бургундии стоят их небесные покровители, святые Иоанн и Екатерина. Лица супружеской четы портретны. Раньше не было живых людей на порталах.
- Периодизация западно-европейского средневековья.
- 2. Архитектура раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Монументальная живопись Рима 6-9 веков.
- Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Каролингское возрождение: общая характеристика.
- Каролингская архитектура.
- Каролингская книжная миниатюра.
- 8. Оттоновское возрождение: общая характеристика.
- 9. Оттоновская книжная миниатюра.
- 12. Паломнические церкви и их влияние на национальные архитектурные школы.
- Романский собор. Типология, общая характеристика архитектуры и декорации, особенности национальных школ.
- 14. Клюни и клюнийская школа в архитектуре, скульптуре и живописи.
- 15. Романская архитектура Франции.
- 16. Романская архитектура Италии.
- 17. Романская архитектура Германии.
- 18. Романский скульптурный портал: иконография.
- 19. Романская скульптура Франции.
- 21. Романская монументальная живопись.
- 23. Книжная иллюстрация второй половины 11 - 12 веков.
- Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация.
- Готическая архитектура: типология, эволюция, особенности национальных школ.
- 28. Сложение готики в архитектуре Франции. Ранняя готика.
- 29. Великие готические соборы Франции 1190-1230 годов. Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики.
- 30. Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж.
- 31. Второй этап зрелой готики в архитектуре Франции и его воздействие на другие архитектурные школы. 13 век в архитектуре европейской готики.
- 32. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Германии.
- 33. Готическая архитектура Италии.
- 34. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Англии.
- 36. Позднеготическая архитектура Англии.
- 37. Позднеготическая архитектура Франции.
- 38. Позднеготическая архитектура Германии.
- 39. Готический скульптурный портал: структура и иконография.
- 40. Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов.
- 43. Итальянская готическая скульптура.
- 45. Позднеготическая скульптура Франции.
- Готическая живопись: типология, стилистика, особенности национальных школ. См.Ниже.
- 43. Готический витраж 12-14 века.
- 44. Готическая книжная миниатюра 13 века.
- Живопись в Италии второй половины 12- 13 веков.
- 46. Готическая книжная миниатюра 14 – начала 15 века.
- Византия и искусство западноевропейского средневековья.
- 49. Светская архитектура зрелого и позднего средневековья.