logo
Средние века Билеты

17. Романская архитектура Германии.

Соборы Шпайера, Майнца, Вормса. Мария Лаах. Церкви Санта Мария ин Капитоль и Св. Апостолов в Кельне. Паулинцелла.

В Германии возникло много архитектурных сооружений романского стиля, но вследствие многочисленных перестроек лишь немногие дошли до нас в первоначальном виде.

Из разных школ романского зодчества Германии наибольшее значение имели три: саксонская, ветфальская и рейнская. С особенной ясностью связь с каролингскими традициями обнаруживают постройки саксонской школы. Здесь господствует тип плоско перекрытой базилики, разработанный во времена раннего христианства и затем со многими упрощениями воспринятый каролингской архитектурой. Важное значение имело использование строительного опыта бургундской и вообще французской церковной архитектуры. Непосредственными прообразом для некоторых сооружений саксонской архитектуры того времени послужила вторая монастырская церковь в Клюни (981 г.), также имевшая базиликальную форму и перекрытая плоским деревянным потолком. Посредником между бургундской и саксонской школой служли ответвления влиятельного монашеского ордена бенедиктинцев.

В саксонских церквях связь с раннехристианскими (или позднеантичными) сооружениями выражается в сохранении длинного и широкого продольного корпуса с тремя нефами, причем средний, как и полагается в базилике, поднят над боковыми и имеет ряд окон. Традиционными являются также частый ряд устоев-колонн, сохраняющих античные пропорции. Но вместе с тем саксонская архитектура вводит ряд характерных для нее новшеств, придающих церквям этой школы обычный для прежних базилик вид. В саксонских церквях были два хора, два трансепта и, следовательно, два средокрестия. Каждй из хоров, и западный и восточный, имел свою апсиду и свой трансепт, поэтому вход в церковь устраивали на одной из продольных сторон здания, тьо есть сбоку. Такая двойственность архитектурного образа подчеркивается двумя мощными башнями, воздвигнутыми над пересечением главного нефа и трансептов (напр. Церковь св. Михаила в Гельдесгейме). Хотя подобная планировка была известна еще в каролингском зодчестве, она получила распространение именно в романской Германии: не только в Саксонии, нои и в других областях нередко строили церкви с двумя хорами.

В интерьерах саксонской школы господствуют простые и спокойные пропорции. Большое своеобразие сравнително с романскими церквями во Франции придает саксонским церквям отсутсвие обхода в хоре. Главной же особенность их интерьера является чередование опор: колонны устанавливаются между квадратными в сечении столбами (церковь св. Кириака в Гернроде), или же дву колонны чередуются с таким же столбом (церковь в Кведлинбурге, церкви св. Михаила) такое расположение устоев разделяет внутреннее пространство на отдельные ячейки и создает определенный ритм. Устои несут полукруглые арки, над которыми поднимается гладкая стена, не расчлененная трифорием. Если в саксонскимх церквях не было эмпор, то сена над арками получала карниз, и тем самым создавалось ясное разделение несущих частей, то есть устоев, и несомых, то есть верхнего яруса. Главнейшие сооружения (церкви в Кведлинбурге, св. Кириака в Гернроде, св. Михаила и св. Годехарда в Гельдесгейме) построены в 11 – н. 12 в.

Интересным памятником этой школы является церковь в Гернроде (построенная после 960 г., западный хор – 12 в.;) даяющая яркое представление о немецкой архитектуре раннероманского периода. Здесь особенно ясно выражается статичность простых геометрически четких форм отдельных архитектурных объемов. Чрезвычйно скупой архитектурный декор, редко и высоко расположенные окна подчеркивают глухую плоскость стен и придают всему сооружениею несколько сумрачных, крепостной характер. Интерьер церкви также отличается строгой и мужественной простотой. Конструкция основана на простом и ямном ритме кратных отношений. Она производит впечатление торжественное и гармоничное.

В Вестфалии строились церкви зального типа, то есть с тремя нефами равной высоты, перекрытыми каменными сводами. О внешнем облике вестфальскимх церквей может дать представление сохранившийся западный фасад собора в Миндене (11 в.) в нем характерно полное отсутствие не тлько скульптурных украшенией, но даже ясно выраженных архитектурны членений. В отличие от большинства романских церквей других школ, здесь отсутствует четкое сопоставление объемов здания, которые обычно с полной ясностью отражается и в архитектурной композиции фасадов. Вместо этого плоскость фасада делится на несколько меньших плоскостей безотносительно к общей конструкции храма.

В немецких областях, прилегающих к Рейну, рано развилась городская жизнь. Некоторые наиболее богатые города были независимы от местных крупных феодалов и непосредственно подчинялись императорской власти. В могущественных и богатых имперских городах вВормсе, Шпейере и Майнце были созданы замечательные памятники романской архитектуры. Все они начаты в 11 в. и только в 12 или даже в 13 перекрыты сводами.

Конструктивной особенностью церквей рейнской школы является их перекрытие по так называемой связанной романской системе. Она заключается в том, что боковой распор сводов среднего нефа принимают на себя своды боковых нефов, причем одному звену среднего нефа соответвтуют звенья боковых нефов, по два с каждй стороны. Получается чередование опор: более массивные столбы поддерживают пяты сводов главного нефа, а на промежуточные опоры, более легкие, опираются пяты сводов боковых нефов. Как средний, так и боковые нефы в церквях романской школы перекрыты вспарушенными крестовыми сводами, то естьь такими, где каждая из четырех распалубок, образующих свод, вершиной своей довольно сильно приподнята, образуя небольшой куполок. Бококвые нефы не имели эмпор, и стена среднего нефа до ярусу окон расчленялась только служебными колоннами, поддерживающими пяты сводов. В построении плана рейнских церквей бросается в глаза слабое выделение трансепта: в Шпейрском и Вормсском соборах трансепт помещен перед самой восточной апсидой и лишь незначительно выступает за контуры продольного помещения, а Майнцском соборе трансепт помещен даже не у восточной, а у западной стороны церви. Вормсский и Майнсцкий соборы имеют ясно выраженные западные апсиды и, наоборот, весьма мало подчеркнутые апсиды с восточной стороны. В планировке рейнских церквей последовательно проводится повторение квадрата средокрестия по всей длине продольного корабля. Внешний облик рейских соборов определяется ясно выраженными снаружи членениями внутреннего пространства, большой протяженностью (особенно в Шпейере) и парными башнями, подчеркивающими восточнцю и западную части здания. В соборах рейнской школы допускаля только скупой архитектурный декор. Характерно применение декоративных аркад снаружи, особенно последовательно выдержанное в Шпейерском соборе: галлереи арок тянутся под карнизами восточной абсиды, под окнами продольного корабля и трансепта, даже под двускатным фронтоном торцовых сторон продольного помещения.

Собор в Вормсе более других сохранил свой древний облик. Построенный из темно-сеорго песчаника, похожий на крепость, он господствует над городм и окружающей его равниной. Его могучие башни покрыты каменными шатрами и оттого производят еще более грозное впечатление. Собор построен на старом фундамента 11 в. Несмотря на то, что постройка соборы затянлуась на длительное время, художественно е единство не нарушено, и в целом он является прекрасным памятником зрелого романского стиля.

Внешний вид собора с двумя массивными центральными и четырьмя фланкируюшими башнями отличается простыми, но пластически выразительными формамми. Западные и восточные чати здания разработаны неодинаково. Вочтоная апсида завершена не полукругом, а прямой стеной, полее поздний западный хор образует в плане многоугольник: его стены глубоко прорезаны нишами окон разной формы.

В Вормсском соборе с особенной силой проявилось свойственное романским зодчим чувство суровой простоты архитектурного объема. Декоративные аркады, скупо прорезанные узкие окна и ниши тянутся поясами вдоль плоских стен и вокруг башен, не нарушая строгости их основных геометрических форм. Замкнутый в себе ограниченный со всех сторон правильными формами корпус собора не допускает свободного слияния архитектуры с декоративной платикой. В каменных украшениях, разбросанных по подоконникам и галлереям обоих хоров сохраняется все богатство древней народной фантазии с ее химерами, кобольдами, хищными животынми. Но эти фантастические образы не связаны с телом здания, они просто располагаются на нет как самостоятельные каменные существа, занятые своей собственно жизнью: символический лев пожирает человека, а рядом медведица старается удержать детеныша, падающего с подоконника.

Соборы рейнской школы производят впечатление сурового велисия и мощности. Они – одно из самых сильных и непосредственно художественных воплощений феодальной эпохи. Свойственная романскому зодчеству монументальность форм достигает вершины в этих памятниках немецкого средневековья.

К северу от франконских городв, несколько ниже по Рейну, в Кельне, были созданы в романском стиле не совсем обычные здания. Особенность их заключается в том, что трехнефное продольное помещение пересекается трехнефным же трансептом и три ветви креста (восточная, северная и южная) заканчиваются апсдальными полукружиями, совершенно одинаковыми. Таким образом, вся композиция прближается к центрической, которая мало соответствовала строгим литургическим требованиям средневековья, но создавала совсем особо впечатление совими тремя ветвями, властно объединенными общим центром.

Наиболее ранним памятником такого типа была церковь Санта Мария им Капитоль (1045 – 1065), перекрытая в главных нефах цилиндрическими сводами, в боковых – крестовыми, а в абсидах – полукуполами. К к. 12 в. относится в Кельне церковь Апостолов и церковь св. Мартина, носящие, однако, переходный к готическому стилю характер.

Памятников гражданской архитектуры романского стиля дошло до нас меньше, чем церковных, вследствие разрешений и перестроек немногие из них сохранили свой первоначальный облик. Начало строительства замков в Германии относится к рубежу 10 и 11 вв. Замок как произведение архитектуры целиком принадлежит средним векам. Уже в эпоху Ренессанса он утрачивает свое первоначальное значение и если не преврашается в руину, то перестраивается заново в замок-дворец. Архитектурный облик замков, построенных на вершинах гор, несколько отличен от тех, ественной защитой для которых являлась вода рек и озер. Но и в том и вдругом случае для защиты были использованы все преимущства местности, поэтому планы замков в подавляюще большинстве случаев далеки от геометрической правильности.

Также как и в других страна Западной Европы, главное место в архитектурном комплексе немецких замков занимала четырехугольная или круглая башня, окруженная стеной. Развитие военного дела потребовало в дальнейшем создания второго пояса стен, укрепленных сторожевыми башнями.