IV четверть как говорит искусство (8—16 ч)
Знакомство со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.
Начиная с этой четверти, на выразительность образных средств нужно обращать внимание детей постоянно: ты хочешь это выразить? А как, чем?
Тема. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на теплые и холодные.
Представление о теплом и холодном. Борьба цвета, смешение красок.
Задание: изображение угасающего костра — «борьбы» тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно смешивать краски между собой; костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по памяти и впечатлению).
Вариант задания: «Перо Жар-птицы» — краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются.
Материалы: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.
Зрительный ряд: слайды угасающего костра; методическое пособие по цветоведению.
Музыкальный ряд: фрагменты из оперы Н. Римского-Корсако-ва «Снегурочка».
Тема. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета
Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками — получение мрачных и нежных оттенков цвета.
Умение наблюдать борьбу цвета в жизни.
Задание: изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Если есть дополнительные уроки, их можно посвятить созданию «теплого царства» (Солнечный город), «холодного царства» (царство Снежной королевы). Главное — добиться колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.
Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.
Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана; методические пособия по цветоведению.
Музыкальный ряд: Э.Григ. Утро (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»).
Литературный ряд: рассказы М. Пришвина, стихотворения С. Есенина о весне.
Тема. Линия как средство выражения: ритм линий
Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий меняет содержание работы. Линии как средство характеристики изображаемого. Эмоциональное звучание линии. На уроке рассказывается о весенних ручьях, извивающихся змейками, задумчивых, тихих и стремительных.
Задание: изображение весенних ручьев.
Материалы: пастель или цветные мелки. В качестве подмалевка используются работы с изображением весенней земли, на них земля видна сверху, значит, и ручьи побегут по всей плоскости бумаги. Можно также работать гуашью на чистом листе.
Музыкальный ряд: А. Аренский. Лесной ручей, Прелюдия; Э. Григ. Весной.
Литературный ряд: М.Пришвин. Лесной ручей.
Тема. Линия как средство выражения: характер линий
Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые... Умение видеть линии в окружающей действительности. Рассматривание весенних веток. Веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев.
Задание: изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека: по впечатлению и памяти): нежные или могучие ветки; при этом надо акцентировать умение создавать разные фактуры углем, сангиной.
Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.
Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки (береза, дуб, сосна), слайды с изображением веток.
Литературный ряд: японские трехстишия (хокку).
Тема. Ритм пятен как средство выражения
Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе бумаги даже одинаковых пятен изменяется восприятие листа, его композиция. Это можно рассмотреть на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы тяжело летят или легко.
Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная).
Материалы: белая и темная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: наглядные пособия.
Музыкальный ряд: фрагменты произведений с выраженной ритмической организацией.
Тема. Пропорции выражают характер
Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого.
Задание: конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций (большой хвост — маленькая головка — большой клюв).
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки, картонка.
Зрительный ряд: птицы реальные и сказочные (слайды, иллюстрации из книг, игрушка).
Тема. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности
Обобщение темы четверти. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы языка, на котором говорят Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки.
Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
Материалы: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: детские работы, выполненные на тему «Весна», слайды с изображением веток, весенних мотивов.
Обобщающий урок года
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Урок проводится в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. В игре-беседе учителю помогают три Брата-Мастера. На урок приглашаются (по возможности) родители, другие учителя.
Зрительный ряд: детские работы, раскрывающие задачи каждой четверти, слайды, репродукции работ художников и произведений народного искусства, помогающие раскрытию тем.
- I класс (33—66 ч) ты изображаешь, украшаешь и строишь
- I четверть
- II четверть ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения
- III четверть ты строишь. Знакомство с мастером постройки
- IV четверть
- II класс (34—68 ч)
- I четверть чем и как работают художники (8—16 ч)
- II четверть реальность и фантазия (7—14 ч)
- III четверть о чем говорит искусство (11—22 ч)
- IV четверть как говорит искусство (8—16 ч)
- III класс (34—68 ч) искусство вокруг нас
- I четверть искусство в твоем доме (8—16 ч)
- II четверть искусство на улицах твоего города (7—14 ч)
- III четверть художник и зрелище (11—22 ч)
- IV четверть художник и музей (8—16 ч)
- IV класс (34—68 ч)
- I четверть истоки родного искусства (8—16 ч)
- II четверть древние города нашей земли (7—14 ч)
- III четверть каждый народ — художник (11—22 ч)
- IV четверть искусство объединяет народы (8 — 16 ч)
- I четверть древние корни народного искусства (8 — 16 ч)
- II четверть связь времен в народном искусстве (8—16 ч)
- III четверть декор — человек, общество, время (12 — 24 ч)
- IV четверть
- VI класс (35—70 ч) изобразительное искусство в жизни человека
- I четверть
- II четверть мир наших вещей. Натюрморт (8—16 ч)
- III четверть вглядываясь в человека. Портрет (12—24 ч)
- IV четверть
- I четверть
- II четверть поэзия повседневности (8—16 ч)
- III четверть великие темы жизни (12—24 ч)
- IV четверть
- VIII класс1 дизайн и архитектура в жизни человека
- I четверть
- II четверть
- III четверть город и человек.
- IV четверть человек в зеркале дизайна и архитектуры (7—14 ч)
- IX класс (35—70 ч)
- I четверть
- II четверть
- III четверть азбука экранного искусства (12—24 ч)