logo search
программа под руководством Б

III четверть город и человек.

СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. (12—24 ч)

Исторические аспекты развития художественного языка конст­руктивных искусств. От шалаша и каменного топора до индуст­риального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Среда жизни современного че­ловека — «рукотворная природа». Массово-промышленное произ­водство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Связь миропонимания, образа жизни, природных и соци­альных условий со строительством зданий и организацией город­ской среды. Проживание пространства — основа образной выра­зительности архитектуры.

Тема. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможнос­тей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стиле­вого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура на­родного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

Задания: 1) силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города;

2) графическая зарисовка или фотоколлаж исторического зда­ния или уголка города определенной эпохи и стиля.

Материалы: карандаш, тушь, бумага; ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии образцов народного жилища, средневековых замков и храмов (Донжон в Лоше, аббатство Монт Сен Мишель, собор Парижской Богоматери, Кельнский собор), мечетей и т. д.; фотографии архитектурных сооружений различ­ных стилей (античный, романский, барокко и т. д.).

Тема. Город сегодня и завтра

Тенденции и перспективы развития

современной архитектуры

Архитектурная и градостроительная революция XX века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социаль­ный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

Задания: 1) нарисовать современное здание и, вырезав его, вмонтировать в фотографию городского пейзажа;

2) фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».

Материалы: карандаш, бумага; вырезки из журналов, клей, резак.

Зрительный ряд: иллюстрации из книг «Мир архитектуры» (М., 1990), Ле Корбюзье. Архитектура XX века, журнал «Мир и Дом» за 2001—2002 годы; К. Леду. Проекты для города Шо.

Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды плани­ровки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомк­нутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и; реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.

Задания: 1) аналитическое прочтение различных видов компо­зиционно-плоскостных схем существующих городов;

2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города.

Материалы: бумага, картон, пенопласт, клей, резак; тушь, ка­рандаш, бумага.

Зрительный ряд: журналы «Нойе Вербунг», «Проект», «Архи­тектура»; книга «Я — архитектор» (М., 1997); Ле Корбюзье. Проект города на 3 млн жителей; карты городов Золотого коль-

ца России; М. Дерибере. Цвет в деятельности человека (М, 1964); О. И. Нестеренко. Краткая энциклопедия дизайна; си­луэтные фотографии фрагментов городов из журналов «Архитек­тура» и др.; реконструкция исторических зон старых городов — см. сборник «Дизайн» (М., 1996) и др.

Тема. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды

Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и ин­дивидуализации городской среды, в установке связи между чело­веком и архитектурой. Создание информативного комфорта город­ской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информаци­онных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

Задания: 1) создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульпту­рой, бетонными вазонами и пр.;

2) эскизный макет витрины магазина.

Материалы: карандаш, гуашь, бумага; бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: иллюстрации из журналов по архитектуре и дизайну.

Тема. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера .

Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерь­ер. От унификации к индивидуализации подбора вещного напол­нения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Ди­зайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).

Задания: 1) рисунок-проект интерьера одного из обществен­ных мест (можно фрагмент);

2) эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предме­та мебели (в технике аппликации).

Материалы: карандаш, гуашь, бумага; бумага, ткань, ножни­цы, клей (для аппликации).

Зрительный ряд: иллюстрации из журналов (например, «Мир и Дом», «Табурет», «Д, «Мезонин» и пр.).

Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

Город. в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение техноло­гии макетирования путем введения в технику бумагопластики раз­личных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древеси­на, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объ­ектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).

Задания: 1) архитектурно-пейзажные зарисовки на тему соче­тания города с живой природой (с натуры, с репродукции);

2) создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (например, сквер с фонтаном и памятником, детский парк, го­родской сад с беседкой и пр.), использование имитирующих фактур.

Материалы: карандаш, тушь, бумага; бумага, имитирующие фактуры по усмотрению учителя, водоэмульсионная краска, клей, резак.

Зрительный ряд: панорамы Версаля и Петергофа, фотографии японского «Сада камней», изображения парков и скверов, город­ских частных домов с озелененными дворами (из журналов и книг).

Тема. Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление

Единство эстетического и функционального в объемно-прост­ранственной организации среды жизнедеятельности людей. При-родно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.

Задание: коллективная работа — создание сложной простран­ственно-макетной композиции с использованием различных фак­тур и материалов («Город будущего», «Поселение в космосе» и т. д.), решение задач пропорциональности, сомасштабности, гар­монии, баланса масс и форм в их пространственной и функцио­нальной взаимосвязи.

Материалы: бумага, картон, материалы, имитирующие факту­ры, клей.

Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; схемы, вы­полненные учителем и учениками; фотографии афинского Акро­поля, Казанского собора и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Большого театра в Москве; фотографии архитектурных макетов, выполненных детскими студиями «Старт», «Эдас» и пр.; фотогра­фии архитектурных проектов: И. Уткин. Город-мост; Кендзо Танге. Проект застройки Токийского залива; К. Леду. Проект колесной мастерской для города Шо.