II четверть ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения
(8 — 16 ч)
II четверть посвящена знакомству с Мастером Украшения, т. е. началам декоративной художественной деятельности, но это не сужает разнообразия видов практической работы учащихся.
Эта четверть особенно насыщена нарядными, яркими заданиями, которые позволяют освоить многие художественные материалы.
Мастер Изображения, с которым дети познакомились в I четверти, — это Мастер Познания, который учит внимательно вглядываться в жизнь. Мастер Украшения, или Мастер Общения, делает в жизни совсем иное: организует общение людей, помогая им открыто выявлять свои роли. Сегодня, например, мы идем в поход, завтра на, работу, потом в гости — и одеждой говорим об этих своих ролях, о том, кто мы сегодня, что будем делать. Нагляднее, конечно, работа Мастера Украшения проявляется на балах, карнавалах, в театральных постановках. Да и в природе мы отличаем одних птиц или бабочек от других по их украшениям.
Тема. Мир полон украшений
Знакомство с Мастером Украшения. Украшения всюду вокруг нас — украшена наша одежда, игрушки, наши дома, комнаты, посуда и т. д.— и везде помогает нам Мастер Украшения.
Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни: вместе с Мастером Украшения рассматриваем формы лепестков, тычинки, узорчатые детали разнообразных цветов.
Задание: украшение — роспись цветов-заготовок, вырезанных учителем из цветной бумаги. В конце урока цветы можно собрать (вклеить) в нарисованную на большом листе корзину, а затем использовать эту первую коллективную работу для украшения класса.
Вариант задания: придумай и нарисуй сказочный цветок.
Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага.
Зрительный ряд: примеры украшений, фотографии или слайды цветов.
Тема. Красоту надо уметь замечать
Развитие наблюдательности. Приобретение опыта эстетических впечатлений.
Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Многообразие и красота узоров в природе. Всматриваемся в различные детали: в сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д. Яркая и неброская, тихая и «неожиданная» красота в природе, например узоры на различных поверхностях (кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д.).
Тема развивается в серии занятий, которые формируют новые навыки изобразительной деятельности. Происходит начальное овладение новыми техниками и художественными материалами.
Урок 1. Узоры на крыльях
Любуемся красотой бабочек и рассматриваем узоры на их крыльях.
Задание: украшение крыльев бабочки. Бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или рисуется (крупно на весь лист) детьми на уроке.
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная -или белая бумага. Возможны графические варианты исполнения задания.
Зрительный ряд: слайды бабочек, коллекции бабочек, книги с их изображением.
Урок 2. Красивые рыбы
Знакомство с выразительными возможностями фактуры. Неброская и «неожиданная» красота в природе. С позиций Мастера Украшения учимся видеть красоту разнообразных поверхностей: любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева, рябью на воде, спилами камней, листьями растений, шероховатыми и гладкими раковинами, кожей змеи или ящерицы на фотографии. Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей, их надо уметь замечать.
Задание: украшение рыбки узорами чешуи. Оно выполняется в технике монотипии — цветного или монохромного фактурного отпечатка, который затем дорисовывается одноцветным (черным) фломастером или палочкой с тушью, В данном случае монотипия — это цветное пятно в форме рыбы, сделанное гуашью или акварелью на бумаге, которое сразу отпечатывается (прижимается рукой) на другом листе. Пятно (приобретает выразительную фактуру.
Материалы: гуашь (акварель), фломастер или тушь, палочка, бумага.
Урок 3. Украшения птиц
Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.
Разнообразие украшений в природе. Различные формы украшений. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять ее характер — веселая, быстрая, важная.
Развитие начальных навыков объемной работы с бумагой разной фактуры.
Задание: изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа.
Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии или слайды различных нарядных птиц.
Музыкальный ряд: детские или народные песни с ярко выраженным игровым, декоративным началом (звон колокольчика, имитация птичьего пения и т. д.).
Тема. Узоры, которые создали люди
Красота орнаментов, созданных человеком. Разнообразие орнаментов. Природные и изобразительные мотивы. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где мы встречаемся с орнаментами? Что они украшают?
Задание: придумать свой орнамент — образно, свободно написать красками и кистью эскиз на листе бумаги (не следует делать акцент на многократном повторении мотива).
Материалы: гуашь, кисти, листы цветной бумаги.
Зрительный ряд: образно-выразительные различные образцы орнаментов.
Тема. Как украшает себя человек
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Оказывается, украшения нужны и для того, чтобы рассказать окружающим, кто ты такой. Кот в сапогах, Золушка, Снежная королева, Снегурочка, Мальвина — мы узнаем их по свойственным им украшениям.
Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений.
Материалы: гуашь, кисть, цветная бумага.
Зрительный ряд: слайды или иллюстрации с персонажами известных сказок.
Литературный ряд: фрагменты сказок с описанием внешнего вида героя.
Музыкальный ряд: песенки сказочных героев.
Тема. Мастер Украшения помогает сделать праздник
Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала четверти.
Задание: создание праздничного украшения для новогодней елки дома и в классе (изготовление праздничных новогодних гирлянд); создание карнавальных головных уборов; коллективное панно «Новогодняя елка» (варианты заданий выбирает учитель).
Материалы: цветная бумага, фольга, серпантин, ножницы, клей.
Зрительный ряд: детские работы, выполненные за четверть.
Литературный ряд: стихи о Новом годе.
Музыкальный ряд: рождественские и новогодние праздничные песни, фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
- I класс (33—66 ч) ты изображаешь, украшаешь и строишь
- I четверть
- II четверть ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения
- III четверть ты строишь. Знакомство с мастером постройки
- IV четверть
- II класс (34—68 ч)
- I четверть чем и как работают художники (8—16 ч)
- II четверть реальность и фантазия (7—14 ч)
- III четверть о чем говорит искусство (11—22 ч)
- IV четверть как говорит искусство (8—16 ч)
- III класс (34—68 ч) искусство вокруг нас
- I четверть искусство в твоем доме (8—16 ч)
- II четверть искусство на улицах твоего города (7—14 ч)
- III четверть художник и зрелище (11—22 ч)
- IV четверть художник и музей (8—16 ч)
- IV класс (34—68 ч)
- I четверть истоки родного искусства (8—16 ч)
- II четверть древние города нашей земли (7—14 ч)
- III четверть каждый народ — художник (11—22 ч)
- IV четверть искусство объединяет народы (8 — 16 ч)
- I четверть древние корни народного искусства (8 — 16 ч)
- II четверть связь времен в народном искусстве (8—16 ч)
- III четверть декор — человек, общество, время (12 — 24 ч)
- IV четверть
- VI класс (35—70 ч) изобразительное искусство в жизни человека
- I четверть
- II четверть мир наших вещей. Натюрморт (8—16 ч)
- III четверть вглядываясь в человека. Портрет (12—24 ч)
- IV четверть
- I четверть
- II четверть поэзия повседневности (8—16 ч)
- III четверть великие темы жизни (12—24 ч)
- IV четверть
- VIII класс1 дизайн и архитектура в жизни человека
- I четверть
- II четверть
- III четверть город и человек.
- IV четверть человек в зеркале дизайна и архитектуры (7—14 ч)
- IX класс (35—70 ч)
- I четверть
- II четверть
- III четверть азбука экранного искусства (12—24 ч)