III четверть великие темы жизни (12—24 ч)
Тема. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох
Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи — фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.
Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.
Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства.
Зрительный ряд: примеры монументальных фресок эпохи Возрождения художников Т. Мазаччо, А. Мантеньи, Пьеро делла Франчески, С. Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д. Веласкеса, П.-П. Рубенса, Н. Пуссена, исторические произведения Э. Делакруа, Ф. Гойи, Ж.-Л. Давида.
Тема. Тематическая картина в русском искусстве XIX века
Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина — философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.
Беседа о великих русских живописцах XIX столетия (выбор произведений для более углубленного рассмотрения — за учителем).
Зрительный ряд: К. Брюллов. Последний день Помпеи; А.Иванов. Явление Христа народу; В.Суриков. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни; И.Репин. Бурлаки на Волге; И.Крамской. Христос в пустыне; Н. Ге. Библейский цикл картин; М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею.
Тема. Процесс работы над тематической картиной
Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы — поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды — сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. Беседа.
Задание: выбор темы из истории нашей Родины; сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей (из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующей теме; композиционные поисковые эскизы; исполнение композиции. Темы могут быть найдены учениками, но может быть общая для всего класса тема, предложенная учителем, подготовленная под его руководством и получившая разное решение в работах учеников. Подготовительные материалы к картинам А. Пластова, Е. Моисеенко см. в главе («Открытая мастерская» в книге Б. Йеменского «Познание искусством» (М., 2000).
Материалы: карандаши, альбомные листы для подготовительной работы, краски гуашь или акварель, более крупный формат бумаги для исполнения композиции.
Тема. Библейские темы в изобразительном искусстве
Вечные темы в искусстве.
Занятие 1. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.
Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.
Занятие 2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.
Задание: создание композиции на библейские темы: «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Рождество», «Возвращение блудного сына» и др. по выбору учителя (следует проявлять такт в выборе темы и понимать, что тема должна соответствовать возрасту и практическим возможностям детей).
Материалы: гуашь или графические материалы по выбору учителя, бумага.
Зрительный ряд: 1) иконы «Владимирская Богоматерь», «Ангел Златые Власы»; А.Рублев. Троица; Ф. Грек. Фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде; Дионисий. Спас в силах; другие произведения древнерусской иконописи по выбору учителя; 2) Леонардо да Винчи. Благовещение, Тайная вечеря; Рафаэль. Сикстинская мадонна; Микеланджело. Страшный суд; Рембрандт. Возвращение блудного сына, Святое семейство; А.Иванов. Явление Христа народу; И.Крамской. Христос в пустыне; Н. Ге. Тайная вечеря; Г.Доре. Гравюры к Библии.
Тема. Монументальная скульптура и образ истории народа
Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.
Задание: создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою.
Материалы: пластилин (глина), стеки, дощечка.
Зрительный ряд: Э.-М. Фальконе. Медный всадник (Санкт-Петербург); И. М ар то с. Памятник Минину и Пожарскому (Москва); С. Орлов. Памятник Юрию Долгорукому (Москва); А. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину (Москва); Н.Андреев. Памятник Н. В. Гоголю (Москва); Е. Вучетич. Воин-освободитель в Трептов -парке (Берлин); В.Мухина. Рабочий и колхозница (Москва); мемориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны в Волгограде, Санкт-Петербурге.
Тема. Место и роль картины в искусстве XX века
Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм (П.Пикассо. Герника; работы К.Коль-виц, Р.Гуттузо; Ири и Тосико Маруки. Серия панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.
Трагические темы в искусстве середины века.
Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве российских художников. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века.
Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.
Множественность изобразительных языков в российском искусстве второй половины XX века (В. Попков, Д. Жилинский, И. Обросов, Б. Неменский, братья Смолины, братья С. и А. Ткачевы, В. Иванов, Н. Нестерова, Т. Назаренко и другие по выбору учителя).
Беседа и дискуссия о современном искусстве.
- I класс (33—66 ч) ты изображаешь, украшаешь и строишь
- I четверть
- II четверть ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения
- III четверть ты строишь. Знакомство с мастером постройки
- IV четверть
- II класс (34—68 ч)
- I четверть чем и как работают художники (8—16 ч)
- II четверть реальность и фантазия (7—14 ч)
- III четверть о чем говорит искусство (11—22 ч)
- IV четверть как говорит искусство (8—16 ч)
- III класс (34—68 ч) искусство вокруг нас
- I четверть искусство в твоем доме (8—16 ч)
- II четверть искусство на улицах твоего города (7—14 ч)
- III четверть художник и зрелище (11—22 ч)
- IV четверть художник и музей (8—16 ч)
- IV класс (34—68 ч)
- I четверть истоки родного искусства (8—16 ч)
- II четверть древние города нашей земли (7—14 ч)
- III четверть каждый народ — художник (11—22 ч)
- IV четверть искусство объединяет народы (8 — 16 ч)
- I четверть древние корни народного искусства (8 — 16 ч)
- II четверть связь времен в народном искусстве (8—16 ч)
- III четверть декор — человек, общество, время (12 — 24 ч)
- IV четверть
- VI класс (35—70 ч) изобразительное искусство в жизни человека
- I четверть
- II четверть мир наших вещей. Натюрморт (8—16 ч)
- III четверть вглядываясь в человека. Портрет (12—24 ч)
- IV четверть
- I четверть
- II четверть поэзия повседневности (8—16 ч)
- III четверть великие темы жизни (12—24 ч)
- IV четверть
- VIII класс1 дизайн и архитектура в жизни человека
- I четверть
- II четверть
- III четверть город и человек.
- IV четверть человек в зеркале дизайна и архитектуры (7—14 ч)
- IX класс (35—70 ч)
- I четверть
- II четверть
- III четверть азбука экранного искусства (12—24 ч)