logo search
Средние века Билеты

39. Готический скульптурный портал: структура и иконография.

Порталы Сен-Дени, западный порталы Шартра, западные порталы Нотр Дам, порталы трасепта Шартра, порталы Амьена, Реймса, Буржа, Бамберга, Страсбурга.

Порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей (химерами). Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.

Первостепенное значение придавалось декору главного — западного — портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой — представить христианскую концепцию мира. Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора с его знаменитым “Благословляющим Христом” на колонне простенка, воспетым множеством поколений как “Прекрасный Бог” (Le Beau Dieu).

Если в соборе на западной стороне было три портала, то центральный непременно посвящался Христу. Полное описание декора лишь одного западного фасада заняло бы много места (для примера укажем, что центральный портал Реймского собора заключает в себе семьдесят шесть скульптур!). Однако необходимо дать представление о той всеохватности образов, которая побудила Марселя Пруста назвать готический портал Библией.

Порталы Сен-Дени, откосы главного портала были украшены 20 статуями-колоннами, изображавшими ветхозаветных царей, цариц и пророков. В 18 веке статуи сняли, остались только фрагменты. Поместив изображения царей на новый портал Сугерий непосредстенно соотнес библейских правителей с современными. Он представил современных монархов как прямых наследников ветхозаветных владык. Это было очень важно, поскольку французская монархия находилась в конфликте с Германской империей.

западный порталы Шартра, роль королевских врат была отведена западному порталу. Тщательно продуманная программа. Отступление от прежних норм декоративной композиции. Сама структура тимпана не нова. Раньше было принято изображать страшный суд. Здесь изображен «Судья Мира» фигуры на откосах портала выступили за поверхность колонн. Три входа королевских врат соединены перемычками на одной высоте. Эта связь дополнительно подчеркнута в декоре 24 капителей колонн на откосах дверей (связная история сцен из жизни христа). Изображения на тимпанах боковых порталов почти зеркально отражают друг друга. Доминирует тимпан центрального портала. Тема южного портала – Крещение, свереного – Вознесение. Ангелы, созерцающие эти события образуют композиционную связь с тимпаном центрального портала, где изображено второе пришествие Христа на страшном суде. 24 старца апокалипсиса помещены на двух внешних архивольтах над тимпаном. Каждый восседает на маленьком троне. На архивольтах южного портала – аллигории свободных искусств, на северном – знаки зодиака и месяцы года с видами работ.

западные порталы Нотр Дам, есть портал Марии и Св. Анны. Датируется 13 веком, но скульптуры более ранние. Портал св. Марии. Статуи на тимпане на верхней перемычкеи на 52 клинчатых камнях со старого здания на западный фасад нового собора. Эти клинчатые камни украшены изображениеями ветхозаветных пророков и царей, а также 24 старцев апокалипсиса, которых можно идентифицировать по музыкальным инструментам в руках. В центре тимпана под балдахином, который поддерживают два ангела восседает коронованная Мария с Христом на коленях. За спиной правого ангела – коленопреклоненный король. За левым – стоит епископ, за ним – писец. Король и епископ держат свитки (утраченные). По надписям их можно было отождествлять с реальными персонажами (парижским епископом Герман и король Хильдеберт). На перемычке под ними изображены слева на право Исайя, первый пророк грядущего мессии, сцены благовещения и посещения Марией Елизаветы. От них отделена сцена Рождества Христова, а отграничительной чертой служит спинка кровати, возле которой сидит Иосиф и ангел, возвещающий пастухам о Рождестве. Между пастухами и Иродом сидят на скамье фарисей и писец. В самом правом углу – волхвы и их кони. Якобы тесное стилистическое родство с Сен Дени и Шартром. При том, что портал Марии был приделан в портал Анны – добавления: важнейшее – нижняя перемычка, где изображены сцены из жития св. Анны.

порталы трансепта Шартра, северный. Цетральный портал называется Торжество Богоматери. В тимпане изображены Христос и коронованная Марии,под готической аркой, а на перемычке – сцена успения Божией Матери. Непосредственно к тимпану примыкает архивольт с фигураи ангелов. На следующем архивольте ихображены пророки, на следующих двух – предки Христа, древо иесея. Внешний архиволт заполнен статуями пророков, восседающих на тронах и других ветхозаветных персонажей. Восточный откос портала украшен изваяниями Мельхиседека, Авраама с юным Исааком, Моисея, Самуила и Давида. На западном откосе Исайя, Иеремия, Семеон, Иоанн Креститель, св. Петр. Здесь попытка имитировать формы античных статуй. Но статуи при этом статичные и строгие, четко и жестко прорисованы складки одежд. И жест, и линии ориентированы на центральную ось как главный архитектурный компонент портала. Фигуру св. Анны на центральной колонне портала. Фигуры симметричны. Аналогия – кора. Портал Страшного суда (южный фасад). Сцена страшного суда изображена над центральным входм, но дополнительный иконорафический материал – в боковых порталах. На левых вратах – статуи мучеников, атрибуты которых символизируют их преданность христианской вере и готовность пойти на смерть. На откосах правого портала собраны исповедники и отцы церкви, а на тимпане и архивольтах – сцены из религиозных приданий. Действующие лица страшного суда распределены не вполне обычным образом. Апостолы изображены на откосах двери вместе с орудиями своей мученической смерти. Христос-Судия на тимпане фланкирован фигурами Девы Мариии и апостола Иоанна и окружен ангелами. На перемычке – архангел Михаил, взвешивающий души. Слева – праведники, справа – проклятые грешники. На архивольтах праведники восходят к спасению и блаженству. Грешники обречены сойти в ад. Христос, окруженный фигурами апостолов с откосов двери, еще раз появляется на центральной колонне портала. Эта фигура полностью лишена всяких признаков телесности. Правая рука его, поднятая в жесте благословления, не дает динамики, лишь подчеркивает вертикальную устремленность композиции, свойственную всему ансамблю потрала.

Нотр Дам. На западном портале – страшный Суд, как в Шартре. Христос восседает на престоле Судии в верхней част Тимпана. Фигуры Марии и Иоанна теперь переместились к углам тимпана и приняли коленопреклоненные позы в борьбе за милосердие к роду человеческому. Христос поднмает руки, демонстрирует свои раны. Приблизившиеся к нему вполтную ангелы держат орудия распятия: крест, гвозди, копье (усиление темы страстей). Подножия престола – небесный Иерусалим. Небесный град обрамлен аркой, которая венчает сцену взвешивания душ. На ней покоятся ноги Христа. Грешники в ад, праведники в рай. Ангел указывает на лоно авраамово. Откосы портала украшены апостолами, обращенных к Христу, проповедующему на центральной колонне. Между апостолами размещены два ряда рельефов с аллегорическими изображениями добродетелей и грехов. На косяках – статуи мудрых и неразумных дев. На перемычке изображено воскресенье мертвых, под сценой взвешивания. Из первых двух архивольтов, обрамляющих тимпан за этой сценой наблюдают ангелы, при чем индивидуальные, без повторения жестов и поз. В романской архитектуре было много сцен адских мук, которые здесь сведены к минимуму и вытеснены на архивольты. Левый портал западного фасада – коронование Марии. Его надо читать снизу вверх. Над центральной колонной портала, которая украшена статуей стоящей Богоматери с младенцем, изображены скиния и ковчег завета, фланкированные сидящими священниками и царями. Ковчег – символ вознесения Богоматери, который начинается с успения, которое изображено над ковчегом и завершается тимпаном, коронованием. Здесь, впервые, на откосах портала поялвяются изображения местных святых. Необычно: 4 небольшие рельефа на контрфорсах по стоорнам центральных врат. На них – Авраам, некий охотник, и Иов.

Амьен. Западный фасад перенасыщен скульптурными изображениями. Центральный портал – страшный суд в очень подробной разработке. Откосы портала разделены на 6 частей, которым соответствуют 6 архивольтов. Через весь фасад тянется неприрывная лента больших статуй, включающая фигуры на откосах трех входов и на контрфорсах. Тимпан разделен на 4 части, нижняя из которых делится на две зоны. Здесь изображено взвешивание душ. Сцена отделения праведников от грешников растянулась и перешла на первый архивольт. Центральная колонна украшена статуей Христа. Правый вход, центральная колона которого отведена статуе Мадонны с младенцем, целиком посвящен Марии. В декоре левого входа появляются фигуры местных светых. На тимпане представлены сцены из жития главного местного святого, Фирмина Амьенского. Его же статуя украшает центральную колонну входа. Южный фасад трансепта. Между тимпанами и архивольтами с одной стороны и балдахинами откосов с другой стороны помещена фланкированная колоннами перемычка. На ней изображены два апостола в дорожных одеждах, которые прощаются перед разлукой. На разных уровнях тимпана представлены эпизоды из жиития св. Гонората, еще одного из бывших епикопов Амьена. В двух верхних отделах тимпана помещены сцены из легенды, согласно которой образ распятого Христа склонился перед мощами Гонората. Самая знаменитая фигура на центральной колонне. Это золотая мадонна. Эта статуя меньше фигур на откосах, но пьедистал ее поднят выше. Она стоит под балдахином, плечи и голова доходят до уровня архитрава, на котором три ангела держат за головой коронованной богоматери розетку со спиралями и лепестками, похожую на нимб. Эта Мадонна доминирует благодаря своей объемности. Изображения на верхних увронях тимпана приближены к барельефу, но чем нижу, тем объемнее, а Мадонна – полноценная круглая скульптура. Обращая свой взор на младенц, Мадонна тем самым превращает его в центр ансамбля. Улыбка золотой Марии – новаторский элемент для скульптур такого рода. Эта улыбка делает образ Мадонны человечным. Античный прицип контрапоста.

Реймс. Через портал южного фасада проходил архиепископ. Специально его украшать не стали. Северный фасад оформили с максимальным эффектом. Другие два входа, совершенно необычные во всем, даже в выборе тем для циклов. Слева помещены сцены страшного суда, прежде изображавшихся только в местах, открытых для всеобщего обозрения. Средний вход украшен сценами из легенд о епископах реймских. Сами двери, каждая из которых разделена пополам колонной, достигают по высоте лишь нижнего лепного пояска на стене фасада. Тимпаны поднимаются очень высоко. Если проанализировать особенности, становится понятна роль. На центральной колонне входа, украшенного сценами страшного суда, помещеная фигура Христа, держащего в руке шар, символ вселенной. Фланкируют статуи апостолов на откосах. Центральную колонну среднего портала украсила статуя папы, которую в свою очередь фланкируют влиятельные епископы Реймса. Проводится параллель между апостолами и реймскими епископами. Точно так же фигура папы на центральной колонне служит подтверждением тесной связи между епископами и папством. На западном портале три входа, вынесенные далеко вперед за плоскость стены и соединяются между собой, образуя своего рода триумфальную арку. Их высокий тимпаны украшены лишь окнами-розами, лиственным орнаментом. Статуй на них нет. Статуи, которые обычно размещаются на тимпанах, перенесены на щипцы, венчающие дверные проемы. В центре – коронование Марии, слева – распятие, справа – второе пришествие на страшном суде. Статуя коронованной Мадонны с младенцем На центральной колонне среднего входа фланкирована изваяниями на откосах. Эта сцена относящиеся к рождеству и детствут Христа: благовещение, посещение Марией Елизаветы и принесение во храм. Эти 8 фигур, выполненные в разное время считаются одними из замечательнейших памятников 13 века. Сцена посещения Марией Елизаветы написана по античным образцам. Обе женщины стоят в контрапостных позах перед колоннами откоса и, как кажется, почти не опираются на них. У Елизаветы рука в приветственном жесте. Одеяния в глубоких складках. Некоторые скульптуры отличаются от других готических большим спокойствием и гармонией. Мария, беседующая с Елизаветой, там она такая обаятельная молодая девушка, олицетворение кроткой женственности. В композиции страшного суда Христос Странник, печальный и добрый. Готические страсти стихают, приходят к просветлению, к высшей мудрости человеческого миропонимания. Внешняя красота – отблеск внутренней. Античные статуи говорят о том, что прекрасный дух может обитать только в прекрасном теле, то Реймс заставляет думать, что душевный свет облагораживает тело, поэтому они легко соседствуют с некрасивыми обликами и не приходят с ними в противоречие. Это новые ценности.