logo search
программа под руководством Б

II четверть

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (8—16 ч)

Исторические аспекты развития художественного языка конст­руктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до инду­стриального градостроительства. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зда­ний и организацией городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.

Здание — объект в пространстве, в градостроительстве. Пони­мание архитектуры как объемно-пространственного художествен­ного мышления. От плоскостного изображения к макетированию объемно-пространственных композиций.

Тема. Объект и пространство.

От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность

Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение пло­скостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плос­костного изображения объемов, когда точка — вертикаль, круг -цилиндр или шар, кольцо — цилиндр и т. д. Формирование пони­мания учащихся проекционной природы чертежа.

Задания: 1) прочтение плоскостных изобразительных компози­ций (из прямоугольников, пятен, линий) как чертежа-схемы архи­тектурных объектов (вид сверху);

2) баланс объема и поля на макете (1 прямоугольник — 1 па­раллелепипед);

3) баланс объемов между собой и с полем макета (добавление соответственно к одному прямоугольнику еще двух прямоугольни­ков и к одному параллелепипеду еще двух параллелепипедов).

Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь, водо­эмульсионная краска.

Зрительный ряд: В. Кандинский. Черный аккомпанемент; К. Малевич. Супрематизм; Эль Лисицкий; образцы плоскостных композиций, выполненных учителем или самими учащимися по материалам предыдущей темы.

Тема. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомо­гательные соединительные элементы в пространственной компо­зиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

Задания: 1) прочтение линии как проекции объекта;

2) построение трех уровней рельефа;

3) добавление архитектурного объекта в виде двух-трех парал­лелепипедов. Достижение композиционного взаимосочетания объ­ектов, их сомасштабности друг другу и пространству макета.

Материалы: картон, бумага, малоформатные объемы (коробоч­ки, баночки и пр.), карандаш, клей.

Зрительный ряд: иллюстрации из «Краткой энциклопедии ди­зайна» О. И. Нестеренко; таблицы по черчению «Аксонометрия», «Ортогональные проекции».

Тема. Конструкция: часть и целое.

Здание как сочетание различных объемных форм.

Понятие модуля

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесо­образности конструкции. Модуль как основа эстетической цель­ности постройки и домостроительной индустрии.

Задания: 1) соединение объемов, составляющих здание спосо­бом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникно­вения (агрессивное соединение);

2) создание макета дома, построенного из модульных объемов (3 — 4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.

Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы.

Зрительный ряд: журналы, открытки с изображениями архи­тектурных построек разных эпох; книга Ле Корбюзье «Архитек­тура XX века».

Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизон­тальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архи­тектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использо­вание элементов здания в макете проектируемого объекта.

Задания: 1) проектирование объемно-пространственного объ­екта из важнейших элементов здания;

2) создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по вообра­жению) архитектурных элементов здания по отдельности или все­го здания целиком.

Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаш, бумага.

Зрительный ряд: диафильм «Азбука архитектуры»; фотогра­фии Триумфальной арки, Кремля, Грановотой палаты в Москве, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, собора Святого Петра в Риме.

Тема. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.

Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность соче­таний объемов.

Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образно­го и рационального. Красота — наиболее полное выявление функ­ции вещи.

Задания: 1) аналитическое упражнение — исследование формы вещей по предложению учителя;

2) проектное упражнение на функциональное использование формы (например: «Чем может быть шар?»);

3) создание тематической образно-вещной инсталляции (ин­сталляция — композиция из реальных предметов и вещей, пере­дающая образ действительности и наше осмысление жизни).

Материалы: бумага, карандаш, ножницы, вырезки из журналов для коллажа, клей, подбор вещей и объектов для инсталляции.

Зрительный ряд: образцы вещей для анализа; диафильм «Что такое дизайн»; проспекты и рекламные буклеты, каталоги, жур­налы по дизайну.

Тема. Роль и значение материала в конструкции

Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника — от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).

Задания: 1) проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковер-самолет, автомобиль агента 007 (полуфантастическое соединение функций);

2) построение формы (объекта) исходя из материала, его фак­турных свойств (металлические банки, пробки, гвозди, проволо­ка, вата, шарики, трубочки и др.).

Материалы: принадлежности для рисования, материалы для монтажа инсталляций.

Зрительный ряд: Колдер. Мобили, журнал «Дизайн-1», № 20 («Фонтаны Стравинского»), фотографии инсталляций из журналов.

Тема. Цвет в архитектуре и дизайне

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизай­не и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Пре­обладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологи­ческое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его на-

хождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очерта­ния, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спект­ра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.

Задания: 1) макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения;

2) введение в макет рельефного членения локального цвета (например, гофрированные окрашенные поверхности, введение фактурной окраски);

3) цветовое решение макетной объемно-пространственной ком­позиции (абстрактной или тематической) из простейших элемен­тов.

Материалы: белая и цветная бумага, вырезки из журналов, го­фрированная цветная бумага, клей, водоэмульсионные белила, ножницы.

Зрительный ряд: фотографии интерьеров общественных мест с активным использованием цвета, фотографии городских фраг­ментов или отдельных домов (например, старый Арбат, район Пе-нягино в Митино, Москва); А. Родченко. Мебель для рабочего клуба, образцы упаковок; В. Татлин. Макет памятника III Ин­тернационалу (образец пространственной композиции).