logo search
программа под руководством Б

VIII класс1 дизайн и архитектура в жизни человека

(35—70 ч)

I четверть. Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Художник — дизайн — архитектура.

Искусство композиции — основа дизайна

и архитектуры

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной компо­зиции

Прямые линии и организация пространства

Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные фор­мы: линии и пятна

Буква — строка — текст. Искусство шрифта

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

Многообразие форм полиграфического дизайна

II четверть. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объ­емному макету. Соразмерность и пропорциональность

Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля

Важнейшие архитектурные элементы здания

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и мате­риальный образ времени

Роль и значение материала в конструкции

Цвет в архитектуре и дизайне

III четверть. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архи­тектуры прошлого

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания прост­ранственно-вещной среды интерьера

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафт­ного пространства

Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный за­мысел и его осуществление

IV четверть. Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома

Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища

Дизайн и архитектура моего сада

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принци­пы дизайна одежды

Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна

Моделируя себя — моделируешь мир

Этот учебный год посвящен содержанию и языку двух видов конструктивных искусств — дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоратив­но-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требова­ниям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века, любого народа является памятни­ком человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отно­шения, создавая для их реализации определенную среду. С из­менением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организа­ции пространства (здания, города, села, парка) и проживании в нем человека. В основе образно-выразительного языка архитек­туры — используемые по-разному одни и те же элементы фор­мы (вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т. д.).

Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предшественни­ками можно считать первобытные орудия труда (топор и т. п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промы­шленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметно­го мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д.

Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды от­носится, например, организация парков, выставок, павильонов и т. д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основа­ми образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.).

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конст­руктивных видов композиционного творчества. Принципы прост­ранственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитекту­ры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной.

Каждый современный человек живет в среде «второй приро­ды», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим слож­ным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих ис­кусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды ис­кусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической ра­боты по моделированию основополагающих элементов этих ис­кусств.

Изучение конструктивных искусств в VIII классе прочно опи­рается на большой материал предыдущих лет обучения по архи­тектуре и дизайну, который освоен учащимися (работавшими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной де­ятельности — изобразительный, декоративный, конструктивный).

Для каждой темы учителю предлагаются варианты заданий для разного уровня оснащения урока и подготовки учащихся.