Готическая архитектура: типология, эволюция, особенности национальных школ.
Первые шаги на пути сложения готики были сделаны во Франции, в иль де Франс. Около 1137 г. Настоятель Сан Дени Сугерий начал перестройку церкви аббатства. Главные новшества были превнесены в планировку и конструкцию восточной части храма, где в 1140-1144 каролингскую апсиду заменил хор с трансептом и венцом капелл. Впервые была применена каркасная система. Капеллы в Сан Дени имели витражные окна, хор был наполнен светом. Все знаем благодаря сугерию. Становление и развитие готики в различных странах имело свои особенности и хронологические рамки. В истории искусства выдаеляют раннюю, высокую и пламенеющую готику. Расцвет – высокая готика, 13-14 вв. в 13 – европейский резонанс, а в 14 – полное господство в Европе. Эпоха крупных политических потресений и завершающий этап средневековья для многих стран. Преобладают еретические, мистические учения. Контрасты и полярности в художестве. Одухотворенность уступила место готическому натурализму, обнаженности чувств. Возрастает значение светских зданий. Искусство обратилось к отдельному человеку. Поздняя готика – пламенеющая по форме линий, похожих на языки пламени. Широко используется сложный рисунок и ажурный орнамент. На рубеже 14 и 15 веков возникло интернациональная готика, мягкий стиль. Во Франции, германии, Польше, Чехии, были общие стилистические признаки. Мягкие, гибкие переходы форм, склонность к сложной символики, иносказанию. Интернациональной готикой завершился период средневекового искусства.
В архитектуре готических соборов того времени имела место тенденция, отражавшая в конечном счете рост ремесленных и торговых цехов, развитие светского начала, более сложное и широкое мировосприятие. Так, для готических соборов стало характерным большое богатство декора, нарастание черт реализма, а временами и жанровости в монументальной скульптуре.
Вместе с тем первоначальная гармоничная уравновешенность горизонтальных и вертикальных членений к. 14 в. все больше уступает место устремеленности здания ввысь, стремительной динамике архитектурных форм и ритмов.
Интерьеры готичеких соборов не только гранзиознее и данмичнее интерьеров романского стиля – они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских цервквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. Пространство среднего и боковых нефов почти сливается: боковые нефы повышаются, устои занимают сравнительно малое место. Окна становятся больше, простенки между ними заполняются фризом из арочек. Тенденция к слиянию внутренного пространства сильнее всего проявилась в архитектуре Германии, где соборы строились по зальной системе, т.е. боковые нефы делались той же высоты, что и главный.
Сильно изменился и внешний вид готических соборов. Характерные для большинства романских церквей массивные башни над средокрестием исчези. Зато мощные и стройные башни часто фланкируют западный фасад, богато украшенный скульптурой. Размеры портала значительно увеличились.
Готические соборы как бы вырастают на глазах у зрителя. Очень показательна в этом отношении башня собора во Фрейбурге. Массивная и грузная в своем основании, она охватывает весь западный фасад; но устремляясь ввысь, становится все стройнее, постепенно утончается и завершается каменным ажурным шатром.
Романские церкви гладью стены были четко изолированы от окружающего простнаства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взимопроникновения внутреннего пространства и внешней природы. Мастера виртуарзно создавали фактурные и ритмические эффекты, используя кирпич различной формы и размеров и разнообразные способы кладки.
Мастера готической архитектуры внесли много нового в планировку соборного интерьера. Первоначально одному пролету среднего нефа соответствовали два звена – пролеты боковых нефов. При этом основная нагрузка ложилась на основные устои, тогда как промежуточные устои выполняли задачи второстепенные, поддерживаля пяты сводов боковых нефов. Промежуточным устоям соответственно придавали меньшее сечение. Но с начала 13 в. стало обычны иное решение; все устои делали одинаковыми, квадрат среднего делился на два прямоугольника, и каждому звену боковых нефов соответствовало одно звено среднего нефа. Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также трансепт) состояло из ряда единнообразных ячеек или травей.
В то время по требованию церкви в уже построенных соборах устанавливались перегородки, отделявшие хор от общедоступной части здания, а во вновь строившихся соборах предусматривалась иная планировка. В основной – продольой – части интерьера вместо пяти стали строить три нефа; снова развиванется трансепт, по большей части – трехнефный. Восточную часть собора – хор – стали увеличивать до пяти нефов. Больше капеллы окружали венком восточную абсиду. Большое значение имели резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, выраставшие, словно цветы и литья, на ветках каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.
Большие изменения претерпел и орнамент, украшаюший капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происходждению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня.
Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. фреску заменил витраж – своеобразный вид живописи. Возникли витражи, по-видимому, в каролингскую эпоху, но польное развитие и распространение они получили лишь при переходе от романского к готическому искусству.
Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звученые цвета, что создавало необычных художественный эффект. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики выполненные в технике темперы, или цветные рельефы так же отличались яркостью красок.
- Периодизация западно-европейского средневековья.
- 2. Архитектура раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Монументальная живопись Рима 6-9 веков.
- Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Каролингское возрождение: общая характеристика.
- Каролингская архитектура.
- Каролингская книжная миниатюра.
- 8. Оттоновское возрождение: общая характеристика.
- 9. Оттоновская книжная миниатюра.
- 12. Паломнические церкви и их влияние на национальные архитектурные школы.
- Романский собор. Типология, общая характеристика архитектуры и декорации, особенности национальных школ.
- 14. Клюни и клюнийская школа в архитектуре, скульптуре и живописи.
- 15. Романская архитектура Франции.
- 16. Романская архитектура Италии.
- 17. Романская архитектура Германии.
- 18. Романский скульптурный портал: иконография.
- 19. Романская скульптура Франции.
- 21. Романская монументальная живопись.
- 23. Книжная иллюстрация второй половины 11 - 12 веков.
- Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация.
- Готическая архитектура: типология, эволюция, особенности национальных школ.
- 28. Сложение готики в архитектуре Франции. Ранняя готика.
- 29. Великие готические соборы Франции 1190-1230 годов. Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики.
- 30. Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж.
- 31. Второй этап зрелой готики в архитектуре Франции и его воздействие на другие архитектурные школы. 13 век в архитектуре европейской готики.
- 32. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Германии.
- 33. Готическая архитектура Италии.
- 34. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Англии.
- 36. Позднеготическая архитектура Англии.
- 37. Позднеготическая архитектура Франции.
- 38. Позднеготическая архитектура Германии.
- 39. Готический скульптурный портал: структура и иконография.
- 40. Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов.
- 43. Итальянская готическая скульптура.
- 45. Позднеготическая скульптура Франции.
- Готическая живопись: типология, стилистика, особенности национальных школ. См.Ниже.
- 43. Готический витраж 12-14 века.
- 44. Готическая книжная миниатюра 13 века.
- Живопись в Италии второй половины 12- 13 веков.
- 46. Готическая книжная миниатюра 14 – начала 15 века.
- Византия и искусство западноевропейского средневековья.
- 49. Светская архитектура зрелого и позднего средневековья.