logo search
программа под руководством Б

IV четверть

ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (7—14 ч)

Тема. Жанры в изобразительном искусстве

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразитель­ном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тема­тическая картина: бытовой и исторический жанры.

Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.

Тема. Изображение пространства

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определен­ными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст­ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюже­том. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древ­ней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины прост­ранства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобрази­тельная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро делла Франчески, Андреа Мантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная ве­черя), пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана.

Тема. Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива — учение о способах передачи глубины прост­ранства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высо­та. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокраще­ния. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз­душной перспективы и изменения контрастности.

Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы; А.Дюрер. Художник, рисующий портрет при по-мощи перспективного экрана; Б. Пинтуриккио. Портрет мальчика; П. делла Франческа. Городской пейзаж с изображением идеального города; С.Щедрин. Веранда, обвитая виноградом, Новый Рим; И.Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольни­ки; И.Шишкин. Рожь.

Тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образ­ный смысл.

Задание: работа над изображением большого эпического пей­зажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение за­дания может быть как индивидуальным, так и коллективным с ис­пользованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.

Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей, ножницы для аппли­кации.

Зрительный ряд: Н.Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы; П.Брейгель. Времена го­да; С.Щедрин. Вид на Капри; И.Левитан. Над вечным поко­ем; Н.Рерих. Гималаи.

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Кра­сота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Задание: создание пейзажа-настроения — работа по представ­лению и памяти с предварительным выбором яркого личного впе­чатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: К. Моне. Впечатления. Восход солнца, По­ле маков; П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар; В.Ван Го г. Пшенич­ное поле и кипарисы; И.Левитан. Золотая осень, Март. Боль­шая вода; И.Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег; пейзажи К. Юона, Н. Крымова, А. Пластова и др.

Тема. Городской пейзаж

Разные образы города в истории искусства и в российском ис­кусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен ва­риант коллективной работы путем создания аппликации из от­дельных изображений (общая композиция после предварительно­го эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть исполь­зован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

Задание: создание графической композиции «Наш (мой) го­род».

Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликацией на картоне.

Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII ве­ка, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX — нача­ла XX века, город в живописи и графике в русском искусстве XX века.

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изоб­разительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-вырази­тельного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Уровни понимания произведения искусства. Понимание искус­ства — труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуаль­ность художника.

Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульп­туры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Учащиеся должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все вре­мена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художест­венного изображения в искусстве, ее претворении в художествен­ный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечест­венном искусстве;

- особенности творчества и значение в отечественной куль­туре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портре­та и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изо­бразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспек­тива;

- о ритмической организации изображения и богатстве вы­разительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных тех­никах и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичны­ми навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первич­ными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы че­ловека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соот­ношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных ма­териалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргумен­тированно анализировать разные уровни своего восприятия, по­нимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

VII КЛАСС (35—70 ч)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

I четверть. Изображение фигуры человека и образ человека

Изображение фигуры человека в истории искусства Пропорции и строение фигуры человека Лепка фигуры человека Набросок фигуры человека с натуры

Понимание красоты человека в европейском и русском ис­кусстве

II четверть. Поэзия повседневности

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры Сюжет и содержание в картине Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема празд­ника в бытовом жанре)

III четверть. Великие темы жизни

Исторические темы и мифологические темы в искусстве раз­ных эпох

Тематическая картина в русском искусстве XIX века Процесс работы над тематической картиной Библейские темы в изобразительном искусстве Монументальная скульптура и образ истории народа Место и роль картины в искусстве XX века

IV четверть. Реальность жизни и художественный образ

Искусство иллюстрации. Слово и изображение Конструктивное и декоративное начало в изобразительном ис­кусстве

Зрительские умения и их значение для современного человека История искусства и история человечества. Стиль и направле­ние в изобразительном искусстве

Личность художника и мир его времени в произведениях ис­кусства

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль

в культуре

Темы, изучаемые в VII классе, являются прямым продолжени­ем учебного материала VI класса и посвящены основам изобра­зительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содер­жательного единства восприятия произведений искусства и прак­тической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, по­следовательного приобретения навыков и умений. Изменения язы­ка изображения в истории искусства рассматриваются как выра­жение изменений ценностного понимания и видения мира.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целост­ности композиции, образных возможностях изобразительного ис­кусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, со­ставляющими золотой фонд мирового и отечественного искусст­ва. Здесь важно показать культуростроительную роль искусства, роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, место искусства в развитии особого характера и самосознания народа и образных его представлениях о жизни народов мира.

Определенное место в программе отведено знакомству с про­блемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Принцип «от жизни — через искусство — к жизни» способству­ет развитию творческой наблюдательности за окружающей реаль­ностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей, поднимает содержательное значение каждого момента в жизни че­ловека, вводит его собственное бытие в контексты культуры.

Проблема «слово и изображение» затрагивается через знаком­ство с особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается через библейские темы в изобразитель­ном искусстве.

Итоговая художественно-практическая работа учащихся может

осуществляться в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процес­су профессиональной деятельности. Это позволяет добиться бо­лее глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а так­же пройти интересный творческий путь, формирующий исследо­вательские и созидательные интересы учащихся.

Художественно-творческие проекты

Для завершения материала по изобразительному искусству возможен метод творческих проектов, когда группа учеников или один ученик выбирают и утверждают тему и работают над ней в течение четверти, получая на занятиях консультации от педаго­га и защищая впоследствии завершенный проект. Это могут быть как художественные композиции в разных материалах, так и под­готовленный альбом с материалом на определенную тему по изо­бразительному искусству. Варианты тем для творческого проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад», «Иллюстрации к люби­мому литературному произведению» и т. п.

Этапы работы над проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение эски­зов, исполнение проекта. Работа может готовиться дома.

Материал — по выбору учащихся в соответствии с содержа­нием проекта.