logo search
Средние века Билеты

36. Позднеготическая архитектура Англии.

Капелла Богоматери в Или, октогон в Или, хор собора в Глостере, , неф собора в Кентербери, неф и ретрохор собора в Винчестере, капелла королевского колледжа в Кембридже, капелла Георга VII в Вестминистере, капелла Виндзора.

Собственно позднеготическое искусство господствовало в Англии последней четверти 14 до середины 16 в.; согласно принятой в Англии традиции этот период именуется периодом «перпендикулярной» готикой, а та его часть, которая приходится на промежуток времени между концом 15 и серединой 16 столетия, называется «стилем Тюдор». Исторические события того времени, проявления ожесточенной классовой борьбы, Столетняя война, междоусобная война Алой и Белой розы не благоприяствовали возведнию крупных соборных построек. Сфера дейстельности зодчих была огрничен завершением церковных сооружений – при дворцах, университетах, аббатствах.

Функциональные особенности капелл предопределили некоторые черты их архитектуры. Снаружи эти капеллы зачастую не могли восприниматься как самостоятельные сооружения, так как они составляли лишь часть более монументальных и крупных построек.

Неф собора в Кентербери. Новый неф был отстроет в последней четверти 14 века. Самая впечатляющая особенность – общая вертикальная устремленность, высокие аркады, опорные столбы – тонкие, опоры тянутся от сводов до самого пола, как водосточные трубы. Они задают четкое членение стены на пролеты. Двойной волнообразный профиль проходит непрерывной линией от опорных столбов до окон верхнего яруса, превращая всю стену центрально нефа в грандиозную аркаду. Вопреки английской традиции аркадные арки здесь очень узки, благодаря чему даже располжоенные над ними участки стены с панельными трифоорием и верхним ярусом окон кажутся узкими площадками втиснутыми в гигантскую, возвыщающуюся от пола до сводов аркаду. Своды здесь менее пышные, чем в глостере, где из покрывает густая сеть нервюр. Здесь же льерны образуют звездчатый узор только вокруг продольного ребра, в результате чег акцентируется внимание на центральной точке каждого пролета.

Капелла королевского колледжа в Кембридже. Капелла по истине идеальное воплощение перпендикулярного стиля. Стены практически исчезли, получились стеклянные поверхности, стена только в нижней части, да и та покрыта решеткой. Узкие секции нижней части стены задают общую вертикальную устремленность интерьера, увлекая взор к самым сводам. Своды по праву считаются вершиной развития системы перекрытий. Здесь на огромном пространстве протяженностью в 12,6 м использована уникальная техника перекрытия, веерный свод. Эта форма свода была разработана и воплощена в сер. 14 века в клуатре собора Глостер. В базовом виде веерные своды представляют собой ряды усеченных конусов, расположенных вверх основаниями. Эти воронкообразные поверхности соприкасаются между собой на продольном ребре сводов и опираются на поперечные арки. Конус отделаны ажурными панелями, которые становятся все более узкими по мере удаления от вершины свода. Вертикальные линии таких сводов напоминают лучи окна розы. В результате образуется весьма сложная, но четко структурированная форма. Ажурные украшения и панели, прежде охватывавшие только стены и окна, теперь распространяются на стены и на свод.

Капелла Генриха VII в Вестминистере. Снаружи и внутри капелла Генриха целиком состоит из великолепно орнаментированных панелей. В структуре интерьера снова доминирующую роль играет свод, но если в кембридже само строение свода различимо, то здесь – почти незаметно из-за богатого разнообразия форм. Веерный свод украшен орнаментной отделкой в виде подвесок. Количество конусов в этой структуре возросло, вдоль центральной линии сводов располжоился дополнительный ряд воронок, свисающих с потолка без всякой опоры. Технические приемы тщательно замаскированы. Поперечные арки растворяются в потолке свода, а распор передатеся на наружные контрфорсы. Усиливается впечатление невесомости перекрытия, а поскольку орнамент прямо на каменных панелях, то сама поверхность свода как бы исчезает, кажется всего лишь фоном для узоров. В центре капеллы за облицованной панелями перегородкой – гробница Генриха (итальянского скульптора).

Капелла Богоматери в Или. Во время реконструкции капеллы произошло обрушение, пришлось перестраивать все. Не стали восстанавливать средокрестие в прежнем виде, а расширили его до 8 угольника. В наши дни можно видеть центральую часть церкви освещенную через большие окна. Гигантский купол свода. Свод купола, диаметр 22 м, раскинулся над сложной деревяеерй уоеструвкцией. Тьер сероны поднимающиеся от углов средокрестия, поддерживают восьмигранную башню лантерн с широкими проемами окон. Стены бани наклонены под углом 45 гр. Деревянный свод, за которым скрыты контрфорсы, был расписан под камень. В пролетах, примыкающих к хорам, конструктивные элементы совершенно отступают в тень перед бокатством декоративных форм. Несмотря на простую «коробкообразную» форму, капелла Богоматери по сложености своей внутренней струтуры далеко превосходит все прочие части собора. В интерьере ее тонко и гармонично взаимосвязаны архитектурные формы и орнамент и скульптурный декор и некода присутствовшая там роспись. Все поверхности изысканы и детально декорированы. Разнообразные орнаментальные формы перекликаются и перетекают друг в друга. Лейтмотивом служит щипцовая аркада с объемными изгибающимися наружу килевидными арками. Богатый пластический декор изображал эпизоды из жития Девы Марии.

Хор собора в Глостере (северная часть). Мемориал короля эдуарда 2. в соответствии с приципами стиля позднего периода гробница монарха помещена внутри сложного архитектурного сооружения типа многослойного балдахина, состоящего из килевидных арок, контрфорсов, щипцовых аркад и пинаклей, украшенных краббами.