logo search
программа под руководством Б

IV четверть искусство объединяет народы (8 — 16 ч)

Последняя четверть этого учебного года завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педаго­гу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы года знакомили детей с богатством и разнообразием представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все -и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и пра­здники — разное. В I—III четвертях дети должны были осознать: прекрасно то, что человечество столь богато разными художест­венными культурами и что они не случайно разные.

В IV четверти задачи принципиально меняются, даже проти­воположны: от представлений о великом многообразии надо пе­рейти к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что люди, при всей их разности, всегда остаются людь­ми и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как оди­наково прекрасное. Общими для всех народов являются представ­ления о самых глубинных явлениях жизни.

Рассматривая древние истоки каждой культуры, мы обраща­лись в основном к прикладным формам художественной культу­ры. Обращение к станковому искусству — к живописи и графике — Нового времени показывает, как народные образы поняты в со­временной культуре этих народов, как осознана и переживается их красота. В этой четверти мы обращаемся к станковому изоб­разительному искусству, которое выражает глубокие чувства и пе­реживания людей, их отношения.

Большое внимание здесь надо уделять восприятию произведе­ний искусства.

Тема. Все народы воспевают материнство

У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искус­ства на эту тему, понятные и общие для всех людей.

Задание: изображение матери и дитя, их единства, ласки, от­ношения друг к другу (изображение по представлению).

Материалы: гуашь (пастель), кисти, бумага.

Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафа­эль. Сикстинская мадонна; М.Савицкий. Партизанская мадон­на; Б. Неменский. Тишина; и др.

Музыкальный ряд: колыбельная.

Тема. Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя. Главное — внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты.

Задание: изображение любимого пожилого человека — стрем­ление выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.

Зрительный ряд: автопортреты Рембрандта, Леонардо да Вин­чи, Эль Греко, В. Тропинина.

Тема. Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопере­живание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изо­бражение страдания в искусстве. Через искусство художник вы-

ражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманным ав­тором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).

Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.

Зрительный ряд: С.Боттичелли. Покинутая; Рембрандт. Возвращение блудного сына; П.Пикассо. Нищие.

Литературный ряд: Н.Некрасов. Плач детей.

Тема. Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят прояв­ление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства — живописи, графики, скульптуры, музыки, литературы — посвящены этой те­ме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Задание: эскиз памятника герою (по выбору ребенка).

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятни­ки эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX ве­ков.

Тема. Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежды на светлое будущее, радость моло­дости и любовь к своим детям.

Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, по­двигах, путешествиях, открытиях.

Материалы: гуашь или мелки, бумага.

Зрительный ряд: В. Тропинин. Портрет сына; З.Серебря­кова. Портреты детей; Б. Йемене кий. Мальчишка, Весна.

Тема. Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей, учи­телей. Обсуждение детских работ.

Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы.

Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную школу; коллективные панно; собранный детьми по темам искус­ствоведческий материал.

Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения программы учащиеся:

- осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объ­еме; постройка или художественное конструирование на плоско­сти, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художест­венных материалов;

- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народ­ных формах искусства;

— развивают свои наблюдательные и познавательные способ­ности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в кон­кретных формах творческой художественной деятельности;

— осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;

— приобретают первичные навыки художественного восприя­тия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их со­циальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

- учатся анализировать произведения искусства, приобрета­ют знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать худо­жественные термины и понятия;

— овладевают начальным опытом самостоятельной творчес­кой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной ху­дожественной деятельности;

- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения про­странства на плоскости и пространственных построений, первич­ные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

- приобретают навыки общения через выражение художест­венных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих то­варищей;

- приобретают знания о роли художника в различных сфе­рах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

- приобретают первичные представления о деятельности ху­дожника в синтетических и зрелищных видах искусства (в теат­ре и кино);

- приобретают первичные представления о богатстве и раз­нообразии художественных культур народов Земли и основах это­го многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отноше­ний к явлениям жизни.

2-й этап обучения (VIX классы)

ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

И ЗНАНИЙ

(Программа основной школы)

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсе­дневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.

Программа строится так, чтобы дать школьникам представле­ния о значении искусства в их личностном становлении. Преду­сматривается широкое привлечение их жизненного опыта, приме­ров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отно­шения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и пони­мать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помога­ет осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску ис­тины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомят­ся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульп­туры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искус­ство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание ху­дожественной культуры своего народа, а также знакомство с но­выми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-про­странственное моделирование, проектно-конструктивная деятель­ность; декоративная работа с различными материалами; художе­ственная фотография и видеосъемка.

Тематическая цельность и последовательность развития про­граммы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа — это базовый , этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5—9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал началь­ной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит и уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается все многоголо­сие видов пространственных искусств в их синкретическом един­стве, средняя школа построена по принципу углубленного изуче­ния каждой группы видов искусства.

V класс, или первый год основной школы, посвящен изуче­нию группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

VI и VII классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности ху­дожественного изображения (рисунок и живопись), понимание ос­нов изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Следующая ступень — VIII класс — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных ис-кусств опирается на уже сформированный за предыдущий пери-од уровень художественной культуры учащихся.

Тема IX класса является как развитием, так и принципиаль­ным расширением курса визуально-пространственных искусств. Синтетические экранные искусства — кино, телевидение — непосредственно происходят от изобразительных и являются сегодя

господствующими во всей системе информации. XX век дал не­мыслимые ранее возможности влияния зрительных образов, силы их воздействия при слиянии со словом и звуком.

Программа основной школы выражает логику развития содер­жания учебного материала. Ступенчато построено овладение ху­дожественными навыками, умениями и знаниями. Но в связи с тем что в практике современной школы количество часов на искусство вариативно, программа дает возможность различного углубления каждой темы — в зависимости от конкретных усло­вий. Так, программа (при определенных потерях) может быть вы­полнена при 35 учебных часах в год, но оптимальное изучение программы предполагает 70 учебных часов в год. При опоре на методические материалы к программе изучение каждой ее темы может быть углублено при большем количестве часов в школах художественно-эстетического направления. Учитель может творче­ски подходить к распределению часов по темам, соблюдая логи­ку взаимодействия тем.

Программа при внимательном изучении дает широкие возмож­ности для педагогического творчества, проявления индивидуаль­ности учителя, а также учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную це­лостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

V КЛАСС (35—70 ч)

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

I четверть. Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве

Декор русской избы

Внутренний мир русской избы

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Народный праздничный костюм

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

II четверть. Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла Роль народных художественных промыслов в современной Жизни (обобщение темы)

III четверть. Декор — человек, общество, время

Зачем людям украшения

Декор и положение человека в обществе

Одежда говорит о человеке О чем рассказывают гербы и эмблемы

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

IV четверть. Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство

Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Созда­ние декоративной работы в материале.

Этот год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в V классе строится как познание единства художе­ственной и утилитарной функций произведений декоративно-при­кладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного де­коративно-прикладного искусства.

Необходимо иметь в виду, что освоить, осознать отдельно об­разный язык и социальную роль декоративно-прикладного искус­ства невозможно. Содержание искусства можно воспринимать адекватно, лишь осваивая специфику образного языка.

Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор — чело­век, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно- символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существова­ния декоративно-прикладного искусства в обществе, т. е. его глав­ной коммуникативной функции. Школьников подводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозна­чение принадлежности к определенной человеческой общности -так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.

В процессе восприятия произведений народного, классическо­го, современного декоративно-прикладного искусства центральным вопросом для формирования художественного мышления яв­ляется вопрос «зачем?», включающий в себя вопросы «что?» и «как?», помогающий установить в сознании ученика смысло­вую связь между декором вещи и господствующими идеями в об­ществе у разных народов, в разные времена.

Вникая в образный язык достаточно разных произведений де­коративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку ос­ваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линей­ных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на язы­ке данного искусства.