II четверть
ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ (8—16 ч)
Эволюция изображения в искусстве рассматривается как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного способа к механическому) и как расширение понимания художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).
Время доказало, что изобразительные по своей природе фо тография, кинематограф, телевидение не сумма технологий, а виды художественного творчества со своими образно-выразительными средствами, входящие в круг искусств, при помощи которых художник выражает свое видение и понимание мира. Это эстафета искусств, где как связующая нить присутствует изображение, но на новом техническом витке, обогащая понимание художественного и расширяя изобразительные возможности художника.
Фотография — документальный рассказ о снимаемом объекте. Оператор — это искусство пластического видения мира. Отбор характерного и типичного или мгновенного и неповторимого — два творческих метода оператора.
Во II четверти, в основном на примере искусства фотографии, исследуется общее в художественно-творческом процессе для всех визуальных искусств и то специфическое, что свойственно только жанру фотографии. Фотография рассматривается как художественно-документальное произведение.
Одновременно учащиеся, имеющие фотоаппарат или видеокамеру, могут самостоятельно и при помощи учителя (на занятиях или консультативно) постигать азы операторской грамоты в той степени, какую предоставляют для этого условия школы.
Материалы и оборудование, необходимые для работы на уроках во второй четверти:
- обязательно наличие видеомагнитофона и просмотрового телевизора (монитора); желательна видеокамера со штативом, электроосветительная аппаратура на штативах, затемнение в классе, разноцветные фоны, цветные фильтры, диапроектор с экраном, бумага, карандаши;
- фотоаппарат (в зависимости от системы получения изображения выбор соответствующей техники и технологий); осветительные приборы (например, три бытовых светильника). Если нет фотоаппарата, можно изучать фотографию с помощью видеокамеры, работающей в режиме стоп-кадра.
Тема. Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств
Художник и изобразительные средства. Роль художественных инструментов в творческом художественном процессе. Общая природа художественного процесса в изобразительном искусстве, в фотографии и экранном искусстве. Развитие изобразительных средств при изменении технологии и способа создания изображения не затрагивает природы художественного творчества и композиционных законов, по которым строится любое изображение.
Кино как движущееся в условном времени фотоизображение. Телевизионный эфир — прямое изображение, т. е. существующее в реальном времени.
Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.
Задание: обзор (желательно после просмотра) живописи, фо-
тографии и экранных произведений; их сравнительный анализ. Занятие проводится в форме открытой трибуны или диспута.
Зрительный ряд: наскальный рисунок, русская икона, фреска Леонардо да Винчи, коллаж П. Пикассо; фотографии А. Родченко, Брассаи; кадры или фрагменты из фильмов У. Диснея, Д. Вертова, А. Германа; видеофрагменты телерепортажей; изображение на компьютерном мониторе.
Тема. Фотография — расширение изобразительных
возможностей искусства. Грамота фотографирования
и операторского мастерства
Фотография как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность.
Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.
Задания: 1) информационные сообщения или краткие реферативные резюме во время проведения круглого стола «Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества XXI века»;
2) освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, работа со штативом, выбор режима съемки и т. д.
Зрительный ряд: демонстрация съемочных аппаратов (фотоаппарат, видеокамера и т. д.) и изображений, полученных при помощи этих аппаратов на слайдах, репродукциях, фотографиях и кинопленке, компьютерных носителях и т. п.
Тема. Всеобщность законов композиции. Выбор места,
объекта и ракурса съемки.
Художественно-изобразительная природа
творчества оператора
Художественно-композиционные моменты в съемке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретенного в живописи, при построении фотокадра.
Основа операторского искусства — талант видения и отбора. Выбор объекта съемки — это искусство видения. Идея художника и съемка. Точка съемки и ракурс как художественно-выразительные средства в фотографии.
Задания: 1) анализ общего и различного в работе художника и оператора; обсуждение действенности художнического опыта в построении картины и в построении кадра;
2) расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения;
3) продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей, а также отработка простейших приемов съемки статичных объектов с помощью статичной камеры.
Зрительный ряд: репродукции и слайды произведений живописи де Латура, Сурбарана; фотоработы фотографов по выбору педагога (рекомендуем работы классика фотографии Л. Моголи-Надь, мастеров английской и польской школ, Г. Картье-Брессон).
Тема. Фотография — искусство светописи. Натюрморт и пейзаж — жанровые темы фотографии
Свет — изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Свет в натюрморте — постановочный, в пейзаже — природный. Передача свето-цветового состояния природы — средство образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа. Природные и световые эффекты (дождь, туман, фейерверк) как тема фотосъемки. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность».
Графическое искусство черно-белой фотографии.
Задания: 1) начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом»; поиск и подбор в «Мой фотоальбом» пейзажных и на-тюрмортных черно-белых и цветных фотографий (найденных в журналах, сделанных кем-то или собственных), а также их анализ и обсуждение с точки зрения решения художественно-композиционных и свето-цветовых задач;
2) фото- (или видео-) съемка натюрморта: грамотная постановка света, тренинг по выбору точки съемки, ракурса и плана (крупный, мелкий) при статичной съемке небольшого предмета (ваза с цветами, статуэтка, графин с водой и т. д.); освоение практики использования видеокамеры вместо фотоаппарата (эффект стоп-кадра);
3) съемка пейзажа: работа статичной камерой с изменением планов (практическое освоение разнофокусной оптики — трансфокатора), решение композиционных и цвето-световых задач при съемке пейзажа, передача настроения в пейзаже.
Зрительный ряд: репродукции или слайды живописных натюрмортов И. Хруцкого, Ж.-Б. Шардена, К. Петрова-Водкина, голландского натюрморта XVII—XVIII веков, натюрмортов П. Сезанна; фотонатюрморты различных фотохудожников (рекомендуем работы мастеров чешской школы И. Еничека, Я. Лукаса, а также фотографии Брассаи, В. Бондарева, М. Альперта, Г. Петрусова); репродукции и слайды пейзажей К. Моне, И. Левитана, А. Куинджи, И. Шишкина и фотопейзажи, подобранные педагогом (рекомендуем фотоработы Моголи-Надь, С. Скурихина; мастеров чешской и литовской школы: Г. Бинде, Э. Гартвига, а также А. Перевощикова, Ю. Королева).
Тема. Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета
Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение — образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.
Типичное и случайное при передаче характера человека в фотопортрете. Автопортрет — портрет без прикрас. Постановочный
и репортажный портреты: состояние и мгновение. Грамота портретной съемки: определение точки и места съемки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.
Задания: 1) поиск и подбор в «Мой фотоальбом» постановочных или оперативно-документальных фотопортретов (найденных в журналах или собственных); обсуждение представленных работ и сравнительный анализ живописных, графических и фотографических портретов, анализ их образно-художественной специфики;
2) фотосъемка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах; приобретение навыков работы с моделью по выработке у нее естественного состояния во время съемки; коллективный анализ самостоятельных (домашних) работ;
3) оперативная видео- (или фото-) съемка человека в момент какого-либо действия; развитие навыков оперативного выбора момента съемки и фиксации эмоционально-психологического состояния портретируемого.
Зрительный ряд: репродукции и слайды живописных портретов Д. Веласкеса, Эль Греко, Рембрандта, В. Серова, И. Репина, К. Петрова-Водкина; работы фотомастеров, подобранные учителем (рекомендуем работы классиков мировой и отечественной фотографии: А. Родченко, С. Урусевского, а также работы современных мастеров: Б. Плотникова, В. Бондарева, И. Гнисюка, Д. Бальтерманца, Г. Бинде, В. Ахломова, Л. Шер-стенникова).
Тема. Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения
Событие как объект репортажной съемки, требующий подготовки, оперативности и мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории и зримая информация. Правда и ложь в фотографии. Семейный фотоальбом — история в родных лицах и память о своих родных.
Задания: 1) поиск и подбор в «Мой фотоальбом» репортаж-ных снимков; анализ событийно-сюжетных фотографий с позиций темы этого и предыдущих занятий;
2) проведение выездной фото- и видеосъемки (занятия вне класса) или репортажная съемка в школьных условиях: в спортзале, на школьном вечере или дискотеке; передача неповторимости момента, особенностей события, выражения лиц людей. Овладение навыками съемки панорамы статичной видеокамерой (со штатива) и ручной камерой — азы съемки с движения; анализ типичных ошибок первых шагов в репортажно-событийной съемке: дрожание камеры, короткие планы, прерывистость съемки, выпадение объекта из кадра и т. п.
Зрительный ряд: фотографии и слайды, подобранные педагогом (рекомендуем работы мастеров репортажа прежде всего отечественной и американской школ: Бальтерманца, Халдея, Пе-трусова, Гаранина, Лебедева, Тарасевича; Кинера, Доминеса, Ланга; а также работы фронтовых и спортивных фотожурналистов).
Тема. «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся
Фотография — остановленное время, запечатленное навсегда в лицах, пейзажах и событиях. Об этом свидетельствуют подборки в «Моем фотоальбоме».
Это заключительное аналитическое занятие проводится как выставка работ учащихся «Мой фотоальбом». Разбор информационно-изобразительного содержания фотографий различных жанров с точки зрения композиционного построения; случайности или правдивости, полноты передачи облика, состояния и сути объекта или события. Этот урок — открытая трибуна (и, возможно, диспут) по всей проблематике II четверти.
Зрительный ряд: подборки фотографий учащихся из коллекции «Мой фотоальбом».
- I класс (33—66 ч) ты изображаешь, украшаешь и строишь
- I четверть
- II четверть ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения
- III четверть ты строишь. Знакомство с мастером постройки
- IV четверть
- II класс (34—68 ч)
- I четверть чем и как работают художники (8—16 ч)
- II четверть реальность и фантазия (7—14 ч)
- III четверть о чем говорит искусство (11—22 ч)
- IV четверть как говорит искусство (8—16 ч)
- III класс (34—68 ч) искусство вокруг нас
- I четверть искусство в твоем доме (8—16 ч)
- II четверть искусство на улицах твоего города (7—14 ч)
- III четверть художник и зрелище (11—22 ч)
- IV четверть художник и музей (8—16 ч)
- IV класс (34—68 ч)
- I четверть истоки родного искусства (8—16 ч)
- II четверть древние города нашей земли (7—14 ч)
- III четверть каждый народ — художник (11—22 ч)
- IV четверть искусство объединяет народы (8 — 16 ч)
- I четверть древние корни народного искусства (8 — 16 ч)
- II четверть связь времен в народном искусстве (8—16 ч)
- III четверть декор — человек, общество, время (12 — 24 ч)
- IV четверть
- VI класс (35—70 ч) изобразительное искусство в жизни человека
- I четверть
- II четверть мир наших вещей. Натюрморт (8—16 ч)
- III четверть вглядываясь в человека. Портрет (12—24 ч)
- IV четверть
- I четверть
- II четверть поэзия повседневности (8—16 ч)
- III четверть великие темы жизни (12—24 ч)
- IV четверть
- VIII класс1 дизайн и архитектура в жизни человека
- I четверть
- II четверть
- III четверть город и человек.
- IV четверть человек в зеркале дизайна и архитектуры (7—14 ч)
- IX класс (35—70 ч)
- I четверть
- II четверть
- III четверть азбука экранного искусства (12—24 ч)