Византия и искусство западноевропейского средневековья.
Взаимоотношения Византии и Запада как в историческом, так и к культурном плане было очень сложным, порой противоречивым. Сказывалось соперничество правителей, догматические и политические расхождения между церквями, различие общественного развития. Византия была мощным источником знакомства с античным наследием. Главное Воздействие Византия оказывала на Запад своим изобразительным искусством, поскольку обладала стройной художественной системой, в которой античность уже была переработана в соответствии с основами средневекового мировоззрения. Она смогла выработать универсальные иконографические формулы. Однако, утонченное искусство Константинополя при всем благоговении перед ним европейцев было неповторимо в условиях Запада, оказывалось далеким и чрезмерно отрешенным перед лицом сложных процессов, происходивших в жизни западных стран. Влияние византийской традиции в искусстве было неодинаковым на разных этапах. Также это зависело от региона. К примеру, на территории Италии византийское влияние держалось очень долго, поскольку долгое время она принадлежала византийским императорам. Также оно проявлялось в “возрождениях”(каролингское, оттоновское). Интерес к Византии на Западе был сильно увеличен после 4 крестового похода, когда был взят Константинополь, и многие произведения искусства были вывезены в Европу. Однако же не стоит преувеличивать влияние Византии.
Наибольшее влияние Византийского искусства чувствуется в живописи(фрески, мозаики, миниатюры). 8 век. малый римский ренессанс при Папе Пасхалии. Папа не признал иконоборчество. В Италию едут художники. Рим 8-нач 9 века. - художественная школа фресок и мозаики. Римский Папа Паскалий приглашал мастеров из Византии. Западноевропейское искусство под влиянием Византии.
Фрески из Santa Maria Antiqua. Ориентир — 6 век в Равенне и Риме. но более упрощенно. 4 храма с мозаиками 8-нач 9 века. Декоративные ансамбли в старых базиликах по заказу папы Паскалия.
ST Maria in Dominia. 3нефная, колонная. Декор сохранился в аспиде на триумф. Аркой Конха: Богоматерь с младенцем. у ног—папа Паскалий. по сторонам - сонмы ангелов. Нет сложных моделировок, но выразительность жеста.
Базилка Santa Procede. Двойной алтарь (две триумфальные арки) Единая иконографическая программа (напоминает ц. Козьмы и Дамиана) Повествовательность. фигуры плоские, вычерченные. простой, но выразительный язык.
Базилика Santa Secillia in TRastavere. Сохр мозаики в конхе апсиды. Внизу - агнцы, посередине агнец с крестом и нимбом. Вверху Христос в золотых одеждах. Синий фон Римский вариант византийского искусства. при преемниках Папы Пасхалия—первые мозаики в Соборе св. Марка. в конхе.
Миниатюры. Примеры влияния. Лоршское Евангелие(при Карле Великом) Византийская оцепенелость образа, статичность, иконографическая схема. Аахенское Евангелие. При Оттонах - восприятие Византии, как античности, но упрощение, огрубение. резкость. От Виз. – иконография. Евангеларий Оттона 3.
Архитектура. Гораздо меньшее влияние, чем в живописи, но тоже важно. На первых порах – Запад ориентируется на раннехристианскую архитектуру(базилики) и пользуется остатками Рима. Но +часто как образцы - византийские памятники. Капелла Карла в Ахене. Образец—св. Виттале в Равенне. Архитектура использует византийские приемы—когда греческие мастера. Сан Марко в Венеции. XI век. По сути-5 крестово-купольных храмов.
Скульптура. В принципе, во Франции нет византинизирующих традиций,поскольку если и есть обращение к античности,то напрямую(юг Франции). В Германии – есть византинизирующие традиции. В романской скульптуре и при переходе к раннеготической (см.вопрос по немецкой скульптуре).
- Периодизация западно-европейского средневековья.
- 2. Архитектура раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Монументальная живопись Рима 6-9 веков.
- Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Каролингское возрождение: общая характеристика.
- Каролингская архитектура.
- Каролингская книжная миниатюра.
- 8. Оттоновское возрождение: общая характеристика.
- 9. Оттоновская книжная миниатюра.
- 12. Паломнические церкви и их влияние на национальные архитектурные школы.
- Романский собор. Типология, общая характеристика архитектуры и декорации, особенности национальных школ.
- 14. Клюни и клюнийская школа в архитектуре, скульптуре и живописи.
- 15. Романская архитектура Франции.
- 16. Романская архитектура Италии.
- 17. Романская архитектура Германии.
- 18. Романский скульптурный портал: иконография.
- 19. Романская скульптура Франции.
- 21. Романская монументальная живопись.
- 23. Книжная иллюстрация второй половины 11 - 12 веков.
- Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация.
- Готическая архитектура: типология, эволюция, особенности национальных школ.
- 28. Сложение готики в архитектуре Франции. Ранняя готика.
- 29. Великие готические соборы Франции 1190-1230 годов. Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики.
- 30. Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж.
- 31. Второй этап зрелой готики в архитектуре Франции и его воздействие на другие архитектурные школы. 13 век в архитектуре европейской готики.
- 32. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Германии.
- 33. Готическая архитектура Италии.
- 34. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Англии.
- 36. Позднеготическая архитектура Англии.
- 37. Позднеготическая архитектура Франции.
- 38. Позднеготическая архитектура Германии.
- 39. Готический скульптурный портал: структура и иконография.
- 40. Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов.
- 43. Итальянская готическая скульптура.
- 45. Позднеготическая скульптура Франции.
- Готическая живопись: типология, стилистика, особенности национальных школ. См.Ниже.
- 43. Готический витраж 12-14 века.
- 44. Готическая книжная миниатюра 13 века.
- Живопись в Италии второй половины 12- 13 веков.
- 46. Готическая книжная миниатюра 14 – начала 15 века.
- Византия и искусство западноевропейского средневековья.
- 49. Светская архитектура зрелого и позднего средневековья.