49. Светская архитектура зрелого и позднего средневековья.
Кастель дель Монте в Неаполе, Авиньонский дворец пап, палаццо Веккио во Флоренции, палаццо Публико в Сиене, дворец Дожей в Венеции, замок Альбрехтсбург в Майсене, рынок в Ульме, ратуши в Брюсселе, Лувене, епископский дворец в Руане.
Как только коммунальная борьба в городах утихает, феодалы перебираются в города. В 14 веке количество дворцов увеличивается. Первоначально дворцы носят крепостной характер и напоминают замки. Обычно у дворца есть внутренний двор.
Если подходить к гражданской архитектуре с архитектурно-художественной точки зрения, то в ней можно найти детали и украшения, которые естественны для культовой арх-ры. Одни и те же приемы, одни те же декоративные элементы. Строительные приемы не зависят от назначения здания, декоративная система, логически выверенная из конструктивных приемов, присуща этим приемам при самом различном их применении. Расцвет городов(XII-XIII века) совпал по времени с эпохой готики, поэтому в гражданском строительстве применяются приемы, характерные для готики(хотя, часто, в чуть упрощенном виде): своды на нервюрах, система контрфорсов.
Особенности гражд. строит-ва.
Проемы. В средневековых городах опасно делать проемы на уровне улицы, поэтому на первом этаже была массивная дверь и маленькие, плотно закрывающиеся окна. Только со 2 этажа окна больших размеров. В богатых жилищах фасад за счет больших окон, начиная со 2 этажа, превращались как бы в сплошную решетку. Ограниченная высота помещений заставляла заменять стрельчатую арку более или менее пониженной кривой. Часто в домах, чтобы открыть вид на улицу, выдвигают окна верхних этажей (Англия, Фландрия).
Четко продуманная система отопления (печи, камины и воздуховоды). Система вентиляции (поперечные потоки воздуха).
Важные типологии: замки, ратуши, рынки, колончи, госпитали (которые постепенно отделяются от монастырей и становятся самостоятельными учреждениями),колледжи, дома корпораций и, конечно, дворцы.
Замок Альбрехтсбург в Майсене. 14-16 века. Приспособленность к ландшафту. Он считается первым замком, построенным в Германии и представляет собой прекрасный пример перехода от крепостной архитектуры к дворцовой. Долгое время Альбрехтсбург являлся образцом для замкового строительства во всей Германии. Вплотную к нему примыкает Майсенский собор. Дворец Альбрехтсбург выстроен по единому архитектурному проекту с четкой эстетической концепцией. В нем воплотился оригинальный подход к решению архитектурных задач. прогрессивность архитектуры сочетается в нем с необычайной динамичностью. Вход - главная винтовая лестница, ведущая в главный корпус и в северное крыло. Из северного крыла открывается доступ в расположенную по диагонали к нему пристройку к северо-восточному углу. Из восточной стены дворца выступают пять сторон капеллы, а к западной стене пристроена большая винтовая лестница. Южная стена дворца примыкает к северной стене готического собора; в сочетании эти два здания образуют впечатляющий архитектурный комплекс. Сложенный из белого камня замок отличается резкостью, угловатостью форм, своеобразным “экспрессионизмом”. Гладкие стены членятся на ярусы лишь посредством простых карнизов, но зато они пронизаны большими “окнами-занавесами” в арках (эта форма окна распространилась очень широко, вплоть до Португалии и Мексики). Весьма эффектен также профиль крыши, где впервые в Германии – если не считать ганноверской ратуши – были использованы мансардные окна (они появились здесь ранее 1453 года).
В башнеобразном сооружении, примыкающем к западной стене дворца, помещается оригинальная винтовая лестница, которую видно снаружи через сквозные аркады. В конструкции этой лестницы, которая кажется невероятно пологой и плавной, следует отметить несколько важных инноваций: это изогнутые ступени, полая сердцевина и опоры в виде тонких колонок, “перетекающих” в перила (на один марш приходится три колонки). Все элементы лестницы, кроме ступеней, сложены из кирпича. блестящее творение – “кристаллы” ячеистых сводов, почти лишенные нервюр.
Замок в Неаполе - построен по приказу Фридриха II,основан в 1240 и строился до 1250-ых. На углах замка находятся башни выстроенные в виде восьмиугольников. Конструкция замка — две стороны башни состыкованы с одной из сторон основного восьмиугольника. Главный вход замка направлен на восток. Кастель-дель-Монте часто называют известнейшим замком мира, однако это сооружение не является замком в точном значении этого слова. У него отсутствует ров, вал и подъёмный мост, вместо этого присутствует церквеподобный портал. Нет также помещений для припасов, конюшен, отдельной кухни. Назначение его является загадкой. Чаще всего предполагается, что он был задуман как охотничья резиденция, однако внутренние помещения были, по мнению некоторых исследователей, слишком богато украшены и обставлены для этого. этот замок по сути – резиденция выполненная в традициях архитектуры замков. это дворец, которому придали вид замка.
Авиньонский дворец пап. 14 век. Внешне – крепость (для защиты). Внутри-развитая система жилых помещений, характерная для дворцов. Так как Папам нужна была защита.
Палаццо Веккио во Флоренции (Палаццо дела Синьория) 1299-1314. Архитектор Арнольфо ди Камбио. Это резиденция коммунальных властей. Облицованное крупными блоками желтоватого рустованного камня, здание кажется гигантским монолитом — настолько компактен его объем и выразительна толща стен, скупо расчлененных сравнительно небольшими оконными проемами. Пластику этого массива великолепно подчеркивает сильно вынесенный вперед внушительный ярус машикулей и крепостных зубцов, а энергия вертикального ритма концентрируется в победном взлете дозорной башни.
палаццо Публико в Сиене 1298-1312 Строители добились необычной для дворцовых сооружений этого времени ритмической организованности фасада, выделив его центр невысокой квадратной башней, подчеркнув горизонтали поэтажных членений, упорядочив ритм окон, расположенных на одном уровне и одних и тех же вертикальных осях. Характерно для Италии: четкая ярусность фасада(3 яруса) Декор-см.картинку. Основное строительство было осуществлено в 1309—1424 гг.
дворец Дожей в Венеции. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд и вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство. Надстроенный сверху балкон служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу.
Ратуша в Лювене(Франция) Ратуша-место заседания муниципальных властей. Стиль пламенеющей готики. Напоминает архитектуру соборов пламенеющей готики, Только иное решение внутреннего пространства. Разделение на отдельные помещения. 15 век.
Ратуша в Брюсселе. пламенеющая готика. Здание Городской Ратуши в Брюсселе – одно из красивейших административных зданий страны. Это главное здание на знаменитой площади Гранд-Плас. Построена Ратуша в 1459 г. А знаменита она прежде всего своей Башней, 96-метровый шпиль которой венчает статуя св. Михаила.
Рынок. В средневековых городах рынок играл ту же роль, что и агора в Древней Греции. Обычно-большое помещение, перекрытое двускатной крышей, или площадь, окаймленная крытыми улицами. Если город богатый-то большие рыночные здания. Обычно рыночные площади располагались рядом с соборами. или соприкасались с соборной площадью под углом. Большую роль на рыночных площадях играли скульптура и городские бассейны. Эти сооружения часто украшались каменной резьбой наподобие готических стрел.
- Периодизация западно-европейского средневековья.
- 2. Архитектура раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Монументальная живопись Рима 6-9 веков.
- Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.
- Каролингское возрождение: общая характеристика.
- Каролингская архитектура.
- Каролингская книжная миниатюра.
- 8. Оттоновское возрождение: общая характеристика.
- 9. Оттоновская книжная миниатюра.
- 12. Паломнические церкви и их влияние на национальные архитектурные школы.
- Романский собор. Типология, общая характеристика архитектуры и декорации, особенности национальных школ.
- 14. Клюни и клюнийская школа в архитектуре, скульптуре и живописи.
- 15. Романская архитектура Франции.
- 16. Романская архитектура Италии.
- 17. Романская архитектура Германии.
- 18. Романский скульптурный портал: иконография.
- 19. Романская скульптура Франции.
- 21. Романская монументальная живопись.
- 23. Книжная иллюстрация второй половины 11 - 12 веков.
- Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация.
- Готическая архитектура: типология, эволюция, особенности национальных школ.
- 28. Сложение готики в архитектуре Франции. Ранняя готика.
- 29. Великие готические соборы Франции 1190-1230 годов. Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики.
- 30. Собор в Шартре: архитектура, скульптура, витраж.
- 31. Второй этап зрелой готики в архитектуре Франции и его воздействие на другие архитектурные школы. 13 век в архитектуре европейской готики.
- 32. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Германии.
- 33. Готическая архитектура Италии.
- 34. Ранняя и зрелая готика в архитектуре Англии.
- 36. Позднеготическая архитектура Англии.
- 37. Позднеготическая архитектура Франции.
- 38. Позднеготическая архитектура Германии.
- 39. Готический скульптурный портал: структура и иконография.
- 40. Французская готическая скульптура 1150х-1200х годов.
- 43. Итальянская готическая скульптура.
- 45. Позднеготическая скульптура Франции.
- Готическая живопись: типология, стилистика, особенности национальных школ. См.Ниже.
- 43. Готический витраж 12-14 века.
- 44. Готическая книжная миниатюра 13 века.
- Живопись в Италии второй половины 12- 13 веков.
- 46. Готическая книжная миниатюра 14 – начала 15 века.
- Византия и искусство западноевропейского средневековья.
- 49. Светская архитектура зрелого и позднего средневековья.