Графические техники. Ксилография
Ксилографией называется гравюра на дереве (по-гречески "ксилос" - дерево). Существует два вида гравюры на дереве: обрезная и торцовая.
В обрезной или продольной гравюре печатная форма создается на деревянных досках продольного распила. При помощи специальных режущих инструментов штрихи, линии и пятна, образующие на доске рисунок, обрезаются со всех сторон, а промежутки, то есть все, что не должно печататься, углубляются. Затем на доску накатывается при помощи валика краска, сверху кладут мягкую бумагу и делают отпечаток на специальном станке или вручную. Рисунок (гравюра) оттискивается с выступающих возвышенных частей доски, на которые накатана краска, следовательно ксилография является одним из видов выпуклой гравюры, а ее печать относится к группе высокой печати.
Почти во всех видах эстампа изображение на печатной форме должно быть исполнено в обратном (зеркальном) положении, чтобы оттиск получился в том виде, как задумал его художник. В распоряжении автора имеется ряд способов переноса на печатную форму зеркального изображения. Эта особенность не создает для художника особых трудностей, и, работая над печатной формой, он хорошо представляет себе, каким будет оттиск.
Торцовая гравюра на дереве, также относящаяся к выпуклой гравюре, была изобретена английским художником Т. Бьюиком во второй половине XVIII века. Необычайно быстро распространившись, торцовая гравюра почти совершенно вытеснила обрезную. Печатная форма в торцовой гравюре создается на досках поперечного распила, волокна древесины перпендикулярны поверхности доски. Применяются твердые породы: пальма, самшит, бук. Гравирование производится стальными резцами различных размеров и профилей - штихелями. Острый инструмент одинаково легко режет дерево в любом направлении. Принципы гравирования и печати сходны с теми, которые знакомы нам по обрезной гравюре: углубляются на доске те места, которые не должны печататься. Но однородное по плотности дерево и более совершенный инструмент позволяют достичь многочисленных технических приемов, выгодно отличающихся от ограниченной техники продольной гравюры. Свободным движением штихеля художник гравирует самые разнообразные штрихи, передает многообразие тональных отношений, переходы от света к тени, более объемно строит форму. Появилась так называемая тоновая деревянная гравюра.
Штрих торцовой гравюры отличается четкостью и изяществом: густая сеть таких штрихов имеет серебристый оттенок, очень выгодно сочетающийся с черными пятнами. Торцовая гравюра очень широко распространена в книжной графике. Деревянная печатная форма нередко верстается вместе со шрифтовым набором и печатается полиграфическим, машинным способом.
Офорт
Офортом в узкопрофессиональном значении называется штриховая углубленная гравюра на металле, выполненная при помощи травления. Во всех случаях офорт - углубленная гравюра; именно своеобразие глубокой печати составляет отличительный признак техники и придает оттискам особые художественные достоинства. Офорт - самая сложная и трудоемкая из всех графических техник. Манеры офорта (их известно около десяти) столь различны, что необходимо упомянуть хотя бы главные из них. Печатная форма создается на медных или цинковых пластинках (иногда на железных), которые называются офортными досками. Процесс гравирования и печати лучше всего проследить на примере основной манеры офорта, которую называют игловой офорт, просто офорт, травленый штрих или чистый офорт. Она является основной, определяющей манерой в технике офорта.
Лицевую сторону офортной доски покрывают тонким слоем кислотоупорного грунта (офортного лака). На этом грунте стальными иглами выцарапывают рисунок, обнажая металл. На черной поверхности грунта очень отчетливо проступают награвированные линии. Используя разные иглы, различные приемы работы ими, художник легко выполняет самый сложный рисунок. Затем офортную доску погружают в кювету с кислотой. Чаще всего для травления пользуются азотной кислотой, разбавляя ее водой в различных пропорциях. Кислотоупорный лак надежно предохраняет доску, и кислота вытравливает в глубину только награвированные штрихи. В соответствии с замыслом художник может вести травление в несколько приемов, то есть протравливать различные места гравюры на разную глубину. На офортной доске можно легко делать поправки, вносить дополнения, ослаблять или же вовсе удалять отдельные места при помощи стальных шаберов и гладилок. Офорт печатается особой краской; печатание производится на специальной офортной бумаге с горячей доски; под очень сильным давлением вала офортного станка краска из всех углублений офортной доски перетискивается на влажную бумагу. Игловой офорт справедливо называется классическим офортом, так как он является основой основ офортного искусства.
Широко распространенной манерой является акватинта, позволяющая вводить в офорт тоновые плоскости различной силы фактуры, напоминающие заливки тушью. Особенно часто акватинта применяется в сочетании с игловым офортом.
Мягкий лак (срывной лак) - так называют одну из манер офорта. Эта манера получила свое название от свойства лака, которым грунтуется доска. Оттиск мягкого лака напоминает карандашный или угольный рисунок.
Манера сухой иглы не связана с травлением, но ее обычно относят к технике офорта. Способ гравирования прост, а оттиски исключительно красивы. Гравирование производится остро отточенной стальной иглой прямо на шлифованной доске. По краям штрихов образуются острые выступы, заусеницы; эти заусеницы, или, как их называют иначе, барбы, при печатании задерживают около штрихов краску, придавая линии особую сочность, мягкость и бархатистость.
Цветную печать художники практикуют в различных манерах офорта. Известны два способа цветной печати в офорте. Печать с одной доски заключается в том, что награвированную доску набивают различными красками при помощи кистей или маленьких тампонов. Иногда ограничиваются одним цветным оттиском, но чаще по цветному отпечатку еще раз оттискивают ту же доску, набивая ее одним рисующим цветом (обычно черным), что объединяет офорт, смягчает границы цвета. Такого рода цветная печать требует большой сдержанности в использовании цвета. Неумело раскрашенная доска дает оттиск, напоминающий грубо и безвкусно подкрашенную репродукционную гравюру.
Значительно выше по художественным достижениям способ печатания цветного офорта с нескольких досок, когда для каждого цвета гравируется отдельная доска. Оттиск отличается гармоничным и скромным цветовым строем.
Офорт выделяется среди других эстампов особыми художественными качествами, придаваемыми прежде всего глубокой печатью. Штрих на оттиске имеет небольшой рельеф, выступает над поверхностью бумаги, что нетрудно заметить невооруженным глазом или наощупь. Отдавленная на бумаге плоскость доски, имеющая легкий тон, усиливает цельность, собранность произведения. Благодаря рельефности штрих в офорте создает особые цветовые эффекты и отличается большим разнообразием, редкой глубиной и напряженностью тона. Такие широкие возможности, позволяющие решать сложные творческие задачи, издавна привлекали к офорту не только графиков.
- **********************************Тема №1 основные законы композиции**************************
- Признаки композиционного построения формы
- **********************************Тема №3 привила композиции:*************************************
- Сюжетно-композиционный центр
- Симметрия
- Асимметрия
- Параллельность
- Расположение главного на втором плане
- Портретное расположение
- Приёмы композиции:
- Передача впечатления монументальности
- Передача пространства
- Горизонтали и вертикали
- Диагональные направления
- Передача впечатления монументальности
- Передача пространства
- Горизонтали и вертикали
- Диагональные направления
- Средства композиции:
- Штриховые линии
- Светотень
- Законы линейной, воздушной и цветовой перспективы
- ***********************************Тема №3 виды и типы композиции******************************** Виды композиции
- Типы композиции
- Метод работы над композицией
- Принципы трансформации природных форм в орнаментальные мотивы.
- Понятие «стилизация», «интерпретация», «трансформация».
- Виды орнаментов и их классификация
- Особенности композиционной структуры орнаментов.
- Основные принципы построения открытой композиции и монокомпозицией.
- Композиция станковой картины
- Натюрморт
- Интерьер
- Виды портретов.
- Сюжетно-тематическая картина
- Выражение темы через определенный сюжет.
- Архитектурная композиция
- Виды архитектурной композиции
- Единство архитектурной композиции
- Архитектоника.
- Пропорции.
- Декор и художественный образ постройки.
- Элементы конструкции в качестве декора. Знаковая роль декора.
- Декор и материал
- Композиція в монументальному мистецтві
- Отличие и сходство монументальных произведений и произведений станковой живописи.
- Синтез искусств.
- Искусство графики
- Станковая графика
- Графические техники. Ксилография
- Резцовая гравюра
- Литография
- Линогравюра
- Монотипия
- Гравюра на картоне
- Книжная графика
- Журнальная и газетная графика
- Стенгазета, бюллетень
- Карикатура
- Прикладная графика
- ***********************************Тема №10 художественно-выразительные и изобразительная система графического языка.**********************************************
- Різьблені меблі
- Художнє скло
- Вітражі
- Витинанки
- Килимарство
- Кера́міка