Архитектоника.
Слово «архитектоника» имеет греческие корни и происходит от греческого (архитектура, строительное искусство). Но это не строительный термин. Архитектоника – это построение художественного произведения, общая его внешняя форма и взаимосвязь отдельных частей. Чаще всего понятие «архитектоника» применяют, когда речь идет о литературном произведении.
Архитектоника – это и соотношение между собой частей произведения (к примеру, пролог и эпилог традиционно небольшие, располагаются в начале (пролог) и в конце (эпилог) произведения, а главы – большего размера и располагаются между прологом и эпилогом), и построение сюжета: как сюжет делится на части (главы, части, тома, их размер), от какого лица ведется рассказ (от первого или третьего, редко – второго), какова роль диалога, как представлена последовательность событий (хронология нарушена или нет), имеются ли какие-то описания, авторские рассуждения, лирические отступления, как сгруппированы действующие лица и так далее.
Именно приемы архитектоники, применяемые автором, создают определенный, неповторимый авторский стиль. Вспомним построение романов Тургенева. Все они характеризуются последовательностью в изложении событий (хронология никогда не нарушается), ход повествования плавный, текст всегда имеет гармоническую стройность, и всегда присутствуют описания пейзажа. Пейзаж у Тургенева – это еще один персонаж текста, он играет важную роль в композиции каждого произведения.
Подобная архитектоника объясняется не столько сюжетами романов Тургенева, или социальной средой, которую они описывали, сколько социальной средой самого автора, глубинными особенностями его характера. Тургенев – это патриархальное русское поместье, где парки сливаются с лесом, а в гротах притаились позеленевшие от старости статуи наяд с фруктовыми корзинками в руках. Это – патриархальное русское спокойствие широких просторов.
А вот архитектоника романов Достоевского совершенно другая. Здесь действие начинается с середины, затем перескакивает на начало, и так – несколько раз. В «Идиоте» все персонажи сначала появляются, совершают какое-либо действие, и лишь впоследствии происходит возврат к «началу», где и объясняются причины того или иного поступка героев романа. Плавное повествование сменяется резким, чуть не телеграфным стилем, а затем вновь переходит на свободное течение широкой реки.
Описаний природы у Достоевского практически, а описания городских пейзажей не являются самодостаточными, а находятся в строгом подчинении у сюжета (к примеру, в «Белых ночах» описание Петербурга является составной частью сюжета, без него невозможно понять последовательность действий, их причины и следствия, в то время как у Тургенева можно совершенно спокойно изъять любое описание пейзажа, и сюжетная линия не нарушится, лишь уменьшится красота самого произведения). Достоевский – это патологии человеческого сознания, проникновение в психику человека. А психика имеет структуру сложную и нелинейную, отсюда и сложность, нелинейность и нехронологичность в архитектонике произведений.
Искусная архитектоника – это не просто единство составляющих частей произведения, это и самобытность произведения, и его красота, и уникальность. Чем талантливее автор, тем более искусна архитектоника его произведений.
Но понятие архитектоники применяют не только к литературному творчеству, но и в более широком смысле – его можно применить ко всем произведениям искусства. А ведь произведением искусства может быть все, что угодно, начиная от тех же зданий (не зря ведь все же термин похож на строительный), заканчивая оружием.
Архитектоника хрущевки проста и утилитарна, она подчинена одной идее – «дом есть место для проживания». Архитектоника собора на площади Дуомо в Милане – это сложная структура необычайной красоты, и идея, которой она подчиняется – «человек есть венец творения, но Бог – превыше человека».
При создании катаны (меча японских самураев) даже украшения подчиняются определенной цели. Если мастер украшает рукоять катаны драгоценными камнями – это не столько украшение, сколько амулеты и талисманы, камни для изгнания бесов, камни, охраняющие от ран, камни, приносящие удачу. В то же время украшение златоустовской сабли не преследует никаких подобных целей, это – всего лишь украшение и не более того. Различная архитектоника – различные произведения искусства.
Архитектоника – это соотношение главных и второстепенных элементов художественного произведения (к примеру, на картине Брюллова «Всадница» главным элементом является девушка на лошади, а второстепенные элементы – маленькая девочка, собаки, грозовое небо; сочетание главного и второстепенного выявляет основную идею произведения: «молодость победоносная, укрощающая демона»). И чем тщательнее выверено это соотношение, тем более талантливым и значимым является произведение. Можно сказать, что искусство архитектоники – это мера таланта.
- **********************************Тема №1 основные законы композиции**************************
- Признаки композиционного построения формы
- **********************************Тема №3 привила композиции:*************************************
- Сюжетно-композиционный центр
- Симметрия
- Асимметрия
- Параллельность
- Расположение главного на втором плане
- Портретное расположение
- Приёмы композиции:
- Передача впечатления монументальности
- Передача пространства
- Горизонтали и вертикали
- Диагональные направления
- Передача впечатления монументальности
- Передача пространства
- Горизонтали и вертикали
- Диагональные направления
- Средства композиции:
- Штриховые линии
- Светотень
- Законы линейной, воздушной и цветовой перспективы
- ***********************************Тема №3 виды и типы композиции******************************** Виды композиции
- Типы композиции
- Метод работы над композицией
- Принципы трансформации природных форм в орнаментальные мотивы.
- Понятие «стилизация», «интерпретация», «трансформация».
- Виды орнаментов и их классификация
- Особенности композиционной структуры орнаментов.
- Основные принципы построения открытой композиции и монокомпозицией.
- Композиция станковой картины
- Натюрморт
- Интерьер
- Виды портретов.
- Сюжетно-тематическая картина
- Выражение темы через определенный сюжет.
- Архитектурная композиция
- Виды архитектурной композиции
- Единство архитектурной композиции
- Архитектоника.
- Пропорции.
- Декор и художественный образ постройки.
- Элементы конструкции в качестве декора. Знаковая роль декора.
- Декор и материал
- Композиція в монументальному мистецтві
- Отличие и сходство монументальных произведений и произведений станковой живописи.
- Синтез искусств.
- Искусство графики
- Станковая графика
- Графические техники. Ксилография
- Резцовая гравюра
- Литография
- Линогравюра
- Монотипия
- Гравюра на картоне
- Книжная графика
- Журнальная и газетная графика
- Стенгазета, бюллетень
- Карикатура
- Прикладная графика
- ***********************************Тема №10 художественно-выразительные и изобразительная система графического языка.**********************************************
- Різьблені меблі
- Художнє скло
- Вітражі
- Витинанки
- Килимарство
- Кера́міка