Элементы конструкции в качестве декора. Знаковая роль декора.
Разобравшись в органических и дополнительных декоративных формах, зададимся вопросом: несет ли декор какую-нибудь дополнительную нагрузку кроме украшательской? Несет. Знаковую. Что это такое и в чем проявляется? Декор — это определенный знак. Например, по характерному виду декора можно определить архитектурный стиль. По виду и цвету — национальный характер.
В архитектуре устоялись определенные элементы, по которым судят о том или ином назначении здания. Например, во времена строительства каменных церквей на Руси люди привыкли к тому, что в церквях обязательно есть закомары — дугообразное завершение верхней части стены, соответствующее форме внутреннего свода. Позже стали строить церкви, в которых закомары уже не являлись элементом конструкции, а стали знаком принадлежности здания к церковной архитектуре.
Просматривается и обратная связь: по внешнему виду того или иного декоративного элемента можно безошибочно сказать о месте или времени его использования. Так, например, фахверк стал визитной карточкой Западной Европы.
К архитектурным формам относятся колонны, карнизы, фронтоны, наличники окон и дверей, водосливы, скульптурные детали снаружи и внутри. Архитектурные формы можно разделить на органические и дополнительные. Органические — те элементы, которые являются неотъемлемой частью здания и определяются самой его структурой: двери, окна, балконы, лоджии, выступы и отступы стен, а также изолированно стоящие опоры: колонны, столбы (за исключением образующих декоративные портики). Дополнительные формы в архитектуре имеют лишь декоративный смысл, их основное назначение — украшать. Изменением формы, размера, ритма органических форм можно добиться очень многого в смысле увеличения выразительности здания. Применение декоративных форм должно отвечать задаче раскрытия образа здания. Если они этому не способствуют, то их применение противопоказано.
Aрхитектурные формы, которые играют роль декоративных Как известно, колонны — это несущий элемент стоечно-балочной конструкции. Люди во все времена старались украсить колонну, сделать ее пластически выразительной. Египтяне придавали колонне форму цветка лотоса, связки стеблей папируса. В Древней Греции колонны уподоблялись членам общества, несущим на своих плечах ношу общественных забот. Мощная дорическая колонна напоминала мужчину, недаром она была без базы, с мощным завершением. Ионическая колонна была исполнена женской прелести: как женщина становится стройнее и выше, встав на каблуки, так и ионическая колонна приподнималась базой; волюты были похожи на локоны волос, а каннелюры — на струящиеся складки одежды. Более вычурна коринфская колонна, капитель которой сделана в виде листьев аканта. Изредка колонны могут играть лишь декоративную роль — например, колонна Львиных ворот в Микенах ничего не поддерживает, она лишь украшает. Чисто декоративную роль играют полуколонна и пилястра. Полуколонна — это колонна, встроенная в стену на половину своего диаметра. Есть так называемая трехчетвертная колонна — она выступает из стены более чем наполовину. Пилястра — это плоский прямоугольный выступ стены, имеющий те же части и пропорции, что и колонна. Из колонн может быть составлена колоннада — ряд колонн, поддерживающих антаблемент. Часто арка, опирющаяся на полуколонны и пилястры, играет роль декора. Например, в Дмитровском соборе во Владимире арка и полуколонны образуют аркатурно-колончатый пояс.Стрельчатые арки украшают фасады готических соборов. Арки не только украсили Колизей, но и стали его опознавательным знаком. Арки на первом этаже были не только украшением, но и служили для входа, на втором и третьем — для освещения прогулочных тоннелей.Нервюры, напоминающие ветви деревьев, в готике тоже становятся декоративными элементами. Интересно, что практически любой элемент в архитектуре обыгрывается, украшается. Так, контрфорсы и аркбутаны красивы сами по себе, но на контрфорсах обязательно будет «надета» маленькая крыша — пинакль, которая утяжеляет контрфорс, вбивает его в землю. Пинакль, в свою очередь, тоже обязательно украшен. Еще один пример декоративного оформления здания — это фахверковые дома, когда вся деревянная конструкция выводится наружу, как бы сквозь камень, становясь декором. Порталы оформляются каменной резьбой и скульптурой. Особенно это любили в готике. Часть стены между аркой и дверью называется тимпаном — именно в нем и помещались скульптурные композиции. Окна снаружи оформляются наличниками, наверху находится карниз — сандрик. Украшения окон могут разнообразно варьироваться. Водосливы могут быть оформлены в виде человеческих фигур и тел животных
- **********************************Тема №1 основные законы композиции**************************
- Признаки композиционного построения формы
- **********************************Тема №3 привила композиции:*************************************
- Сюжетно-композиционный центр
- Симметрия
- Асимметрия
- Параллельность
- Расположение главного на втором плане
- Портретное расположение
- Приёмы композиции:
- Передача впечатления монументальности
- Передача пространства
- Горизонтали и вертикали
- Диагональные направления
- Передача впечатления монументальности
- Передача пространства
- Горизонтали и вертикали
- Диагональные направления
- Средства композиции:
- Штриховые линии
- Светотень
- Законы линейной, воздушной и цветовой перспективы
- ***********************************Тема №3 виды и типы композиции******************************** Виды композиции
- Типы композиции
- Метод работы над композицией
- Принципы трансформации природных форм в орнаментальные мотивы.
- Понятие «стилизация», «интерпретация», «трансформация».
- Виды орнаментов и их классификация
- Особенности композиционной структуры орнаментов.
- Основные принципы построения открытой композиции и монокомпозицией.
- Композиция станковой картины
- Натюрморт
- Интерьер
- Виды портретов.
- Сюжетно-тематическая картина
- Выражение темы через определенный сюжет.
- Архитектурная композиция
- Виды архитектурной композиции
- Единство архитектурной композиции
- Архитектоника.
- Пропорции.
- Декор и художественный образ постройки.
- Элементы конструкции в качестве декора. Знаковая роль декора.
- Декор и материал
- Композиція в монументальному мистецтві
- Отличие и сходство монументальных произведений и произведений станковой живописи.
- Синтез искусств.
- Искусство графики
- Станковая графика
- Графические техники. Ксилография
- Резцовая гравюра
- Литография
- Линогравюра
- Монотипия
- Гравюра на картоне
- Книжная графика
- Журнальная и газетная графика
- Стенгазета, бюллетень
- Карикатура
- Прикладная графика
- ***********************************Тема №10 художественно-выразительные и изобразительная система графического языка.**********************************************
- Різьблені меблі
- Художнє скло
- Вітражі
- Витинанки
- Килимарство
- Кера́міка