logo search
Культурология

9.4. Религиозная и философская культура

В религиозной культуре установилось относительное равновесие между католицизмом и протестантизмом. Правда, в протестантской среде время от времени продолжали возникать новые секты и течения, но противостояние конфессий, церквей и сект ограничивалось сферой богословия. Среди ведущих учёных-естествоиспытателей к концу периода стали появляться такие, которые начали размышлять о Боге, о взаимодополнительности науки и религии (например, нобелевские лауреаты И.П. Павлов, А. Эйнштейн).

В философской культуре в XIX веке зарождаются новые философские парадигмы. В начале столетия господствовала «философия разума», ведущими фигурами были представители немецкой классической философии. Публиковали свои работы Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте, Л. Фейербах. Однако уже в 1819 г. немецкий философ А. Шопенгауэр опубликовал книгу «Мир как воля и как представление», в которой отказался от рационализма. Вслед за ним выступили датчанин С. Кьеркегор, француз А. Бергсон, австриец Ф. Ницше, немец В. Дильтей, которые продолжили поиски философских оснований бытия вне сферы разума. Интуиция, воля к жизни, воля к власти, жизнь — вот ключевые категории иррационалистских философских концепций XIX века, новой неклассической философии. Ф. Ницше считается основоположником «философии жизни», О. Конт — позитивизма (другие представители — Дж. С. Милль, Г. Спенсер).

Заметным явлением в развитии философской культуры XIX века стало появление марксизма, предложившего рационалистическую концепцию истории человечества и довольно подробно разработанную технологию осуществления социального прогресса. Марксизм был взят на вооружение рабочими движениями и оказал большое влияние на политическую культуру в Европе, а в России превратился в большевизм (ленинизм) и надолго задержал развитие российской культуры.