2.2.1. Русская культура XVIII века
Все источники отмечают противоречивый, неоднозначный характер петровских преобразований. Петр I насильственно внедрил в русскую культуру множество черт и установлений, заимствованных из западноевропейской культуры. Он пытался модернизировать российскую культуру, не меняя безнадежно устаревшего социального строя и его основы — крепостного права. Новшества вводились с такой поспешностью и под таким силовым давлением, что Н. Бердяев охарактеризовал Петра I как «первого большевика на троне».
Петр I преобразовал всю жизнь общества. Он реорганизовал по европейским образцам административный аппарат, армию, создал флот, внес коренные новшества в хозяйство, в культуру.
Так, Боярскую думу, которая никем не избиралась, а формировалась по принципу наследования и где заседали временами до 190 человек, заменяет Сенат из 9 человек, назначенных царем. Вместо приказов организуются коллегии. Полностью попадает под власть государства церковь, священников даже обязали нарушать тайну исповеди, сообщать государственным чиновникам полученные во время исповеди сведения.
Для устройства армии по европейским образцам, для создания флота, для строительства новой столицы и организации общественной жизни Петр I резко расширил контакты с Западной Европой. Из Польши, Германии, Италии, Голландии в Россию были приглашены специалисты самых разных направлений, в Европу отправлялись на учебу молодые люди из России. Возвращаясь, они включались в преобразовательскую деятельность. Все это привело к появлению в Россию гуманистических и рационалистических учений, просветительских идей «естественного права», «общественного договора», «общего блага». В общественном сознании развивался рационализм.
Петр I впервые создал государственную систему образования, которая началась с системы светских школ. В 1701 г. в Москве в палатах Сухаревой башни открылась школа «математических и навигацких наук» где преподавали приезжие англичане. Ученье приравнивалось к службе; государство платило учащимся стипендию («кормовые деньги»), которая увеличивалась по мере овладения ученика науками. Вместе с тем учеников наказывали плетьми, за прогулы штрафовали, а за побег из школы грозила смертная казнь.
Затем были организованы и другие казенные профессиональные школы — инженерная, артиллеристская и медицинская. Впоследствии они превратились в привилегированные закрытые учебные заведения для дворян. В 1915 г. навигацкая школа переводится в Петербург, и на её базе образуется морская академия.
Школьное образование постепенно приобретает более широкие размеры и складывается в определенную систему. К середине XVIII века почти во всех более или менее крупных городах работают по 2 школы — духовная и светская. В первых обучаются дети духовенства, во второй — дети приказных и солдат. При уральских заводах организуются горнозаводские училища. Дворянских детей учили преимущественно дома.
Особое внимание уделялось высшему образованию. В первой половине XVIII века открываются в дополнение к Московскому еще пять университетов: в Дерпте, Казани, Харькове, Вильно, Санкт-Петербурге. Начали открываться педагогические институты для подготовки учителей. Вместе с тем высшая школа все более становилась привилегией дворянства.
Развитие образования требовало большого числа учебников, разного рода справочников. Поэтому в XVIII веке начался очень быстрый рост книгопечатания. В столицах открывались десятки типографий. Там печатались государственные манифесты, указы, инструкции, книги юридического содержания, календари, художественные произведения. Появилась первая газета (1703 г.), был упрощен общегражданский шрифт. Началось издание переводных книг большими тиражами, появилась широкая книжная торговля. Во многих дворянских домах появляются личные библиотеки. В 1714 г. создается первая государственная библиотека, которая в 1719 г. была открыта для свободного посещения. Позднее на её базе организовали библиотеку Академии наук.
В культуре появляются новые отрасли — наука, светская живопись, садово-парковая культура и пр. Открывается первый музей (Кунсткамера в Санкт-Петербурге). Хотя костяк впервые созданной Российской Академии наук составили иностранцы, видное место в ней занял и многое сделал для развития русской науки М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист, публицист и поэт. По его инициативе в 1755 году был создан Московский университет.
Искусство обновляется особенно быстро, воспринимая европейские стили (барокко, рококо, классицизм). Появляется авторство. Это связано с развитием литературы. Поэт В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов реформировали русский язык и стихосложение. До последней трети века в литературе господствовал классицизм. А.П. Сумароков написал первые русские трагедии и комедии. В конце XVIII века приобрело широкую известность творчество поэта Г.Р. Державина, который во многом следовал принципам реализма. Сочинил свои социальные комедии «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизин. С творчество Н.М. Карамзина связано появление в конце XVIII века сентиментализма.
Продолжается развитие гражданского зодчества. Ярче всего оно раскрывалось при возведении новой столицы, которая была задумана как заранее спланированный современный (по европейским стандартам) город. Проекты создавали и руководили строительством иностранные мастера Трезини, Растрелли (отец и сын). С их деятельностью связан расцвет русского барокко (наиболее известные памятники — собор Петропавловской крепости, Смольный монастырь и Зимний дворец в Санкт-Петербурге). Русский классицизм представлен, например, ансамблем Дворцовой площади (там же, архитектор К. Росси). Работают и замечательные русские архитекторы: В.П. Баженов (Пашков дом в Москве, ныне старое здание Российской государственной библиотеки в Москве, Михайловский замок в Санкт-Петербурге), М.Ф. Казаков (Сенат Московского Кремля, Московский университет на Моховой, Дворянское собрание с колонным залом и др.).
Замечательных успехов добиваются российские живописцы. Художники А. Матвеев и И. Никитин после учебы в Италии создали русскую портретную школу, унаследовавшую традиции парсуны и в полной мере использовавшую достижения западной техники письма маслом. А. Матвеев написал первый в русском искусстве «Автопортрет с женой». И. Никитин намного опередил современников в картинах «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе». Искусство портрета развивали живописцы А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, скульптор Ф. Шубин. В конце XVIII века в Санкт-Петербурге создается один из крупнейших художественных музеев мира — Эрмитаж.
Развивался в XVIII веке и театр. Еще в 1702 году в Москве был открыт Публичный театр, для которого возвели специальное здание на Красной площади. В 1706 году он распался, и в разных городах возникли несколько театров. В 1750 г. в Ярославле первый известный русский актер Ф. Волков открыл первый провинциальный публичный театр с полностью русским персоналом. Вскоре он по велению царицы Елизаветы Петровны переехал в Санкт-Петербург и был преобразован в постоянный профессиональный государственный публичный театр (с 1832 г. — Александринский). Открывались театры в Москве, работали театры при школах; во дворцах вельмож давали представления театры, составленные из крепостных (Шереметьевых, Юсуповых и др.)
Приобретало популярность, входило в моду музыкальное искусство: домашние и публичные концерты русских и зарубежных исполнителей, любительское музицирование. В 1802 г. в Санкт-Петербурге было создано Филармоническое общество. Выросли и первые русские композиторы — Е. Фомин, М. Соколовский, Д. Бортнянский, О. Козловский. Регулярно ставятся оперные спектакли. Возникает жанр русского романса.
Все это стало прочной основой для мощного расцвета русской культуры в следующем, XIX столетии.
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126