logo
Культурология

2.2.1. Русская культура XVIII века

Все источники отмечают противоречивый, неоднозначный характер петровских преобразований. Петр I насильственно внедрил в русскую культуру множество черт и установлений, заимствованных из западноевропейской культуры. Он пытался модернизировать российскую культуру, не меняя безнадежно устаревшего социального строя и его основы — крепостного права. Новшества вводились с такой поспешностью и под таким силовым давлением, что Н. Бердяев охарактеризовал Петра I как «первого большевика на троне».

Петр I преобразовал всю жизнь общества. Он реорганизовал по европейским образцам административный аппарат, армию, создал флот, внес коренные новшества в хозяйство, в культуру.

Так, Боярскую думу, которая никем не избиралась, а формировалась по принципу наследования и где заседали временами до 190 человек, заменяет Сенат из 9 человек, назначенных царем. Вместо приказов организуются коллегии. Полностью попадает под власть государства церковь, священников даже обязали нарушать тайну исповеди, сообщать государственным чиновникам полученные во время исповеди сведения.

Для устройства армии по европейским образцам, для создания флота, для строительства новой столицы и организации общественной жизни Петр I резко расширил контакты с Западной Европой. Из Польши, Германии, Италии, Голлан­дии в Россию были приглашены специалисты самых разных направлений, в Европу отправлялись на учебу молодые люди из России. Возвращаясь, они включались в преобразовательскую деятельность. Все это привело к появлению в Россию гумани­стических и рационалистических учений, просветительских идей «естественного права», «общественного договора», «общего блага». В общественном сознании развивался рационализм.

Петр I впервые создал государственную систему образования, которая началась с системы светских школ. В 1701 г. в Москве в палатах Сухаревой башни открылась школа «математических и навигацких наук» где преподавали приезжие англичане. Ученье приравнивалось к службе; государство платило учащимся стипендию («кормовые деньги»), которая увеличивалась по мере овладения ученика науками. Вместе с тем учеников наказывали плетьми, за прогулы штрафовали, а за побег из школы грозила смертная казнь.

Затем были организованы и другие ка­зенные профессиональные школы — инженерная, артиллеристская и медицинская. Впоследствии они пре­вратились в привилегированные закрытые учебные за­ведения для дворян. В 1915 г. навигацкая школа переводится в Петербург, и на её базе образуется морская академия.

Школьное образование постепенно приобретает более широкие размеры и складывается в определен­ную систему. К середине XVIII века поч­ти во всех более или менее крупных городах работают по 2 школы — духовная и светская. В первых обуча­ются дети духовенства, во второй — дети приказных и солдат. При уральских заводах организуются горнозаводские училища. Дворянских детей учили преимущественно дома.

Особое внимание уделялось высшему образованию. В первой половине XVIII века открываются в дополнение к Московскому еще пять университетов: в Дерпте, Казани, Харькове, Вильно, Санкт-Петербурге. Начали открываться педагогические институты для подготовки учителей. Вместе с тем высшая школа все более становилась привиле­гией дворянства.

Развитие образования требовало большого числа учебников, разного рода справочников. Поэтому в XVIII веке начался очень быстрый рост книгопечатания. В столицах открывались десятки типографий. Там печатались государственные манифесты, указы, инструкции, книги юридического содержания, календари, художественные произведения. Появилась первая газета (1703 г.), был упрощен общегражданский шрифт. Началось издание переводных книг большими тиражами, появилась широкая книжная торговля. Во многих дворянских домах появляются личные библиотеки. В 1714 г. создается первая государственная библиотека, которая в 1719 г. была открыта для свободного посещения. Позднее на её базе организовали библиотеку Академии наук.

В культуре появляются новые от­расли — наука, светская живопись, садово-парковая культура и пр. Открывается первый музей (Кунсткамера в Санкт-Петербурге). Хотя костяк впервые созданной Российской Академии наук составили иностранцы, видное место в ней занял и многое сделал для развития русской науки М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист, публицист и поэт. По его инициативе в 1755 году был создан Московский университет.

Искусство обновляется особенно быстро, воспринимая европейские стили (барокко, рококо, классицизм). Появляется авторство. Это связано с развитием литературы. Поэт В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов реформировали русский язык и стихосложение. До последней трети века в литературе господствовал классицизм. А.П. Сумароков написал первые русские трагедии и комедии. В конце XVIII века приобрело широкую известность творчество поэта Г.Р. Державина, который во многом следовал принципам реализма. Сочинил свои социальные комедии «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизин. С творчество Н.М. Карамзина связано появление в конце XVIII века сентиментализма.

Продолжается развитие гражданского зодчества. Ярче всего оно раскрывалось при возведении новой столицы, которая была задумана как заранее спланированный современный (по европейским стандартам) город. Проекты создавали и руководили строительством иностранные мастера Трезини, Растрелли (отец и сын). С их деятельностью связан расцвет русского барокко (наиболее известные памятники — собор Петропавловской крепости, Смольный монастырь и Зимний дворец в Санкт-Петербурге). Русский классицизм представлен, например, ансамблем Дворцовой площади (там же, архитектор К. Росси). Работают и замечательные русские архитекторы: В.П. Баженов (Пашков дом в Москве, ныне старое здание Российской государственной библиотеки в Москве, Михайловский замок в Санкт-Петербурге), М.Ф. Казаков (Сенат Московского Кремля, Московский университет на Моховой, Дворянское собрание с колонным залом и др.).

Замечательных успехов добиваются российские живописцы. Художники А. Матвеев и И. Никитин после учебы в Италии создали русскую портретную школу, унаследовавшую традиции парсуны и в полной мере использовавшую достижения западной техники письма маслом. А. Матвеев написал первый в русском искусстве «Автопортрет с женой». И. Никитин намного опередил современников в картинах «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе». Искусство портрета развивали живописцы А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, скульптор Ф. Шубин. В конце XVIII века в Санкт-Петербурге создается один из крупнейших художественных музеев мира — Эрмитаж.

Развивался в XVIII веке и театр. Еще в 1702 году в Москве был открыт Публичный театр, для которого возвели специальное здание на Красной площади. В 1706 году он распался, и в разных городах возникли несколько театров. В 1750 г. в Ярославле первый известный русский актер Ф. Волков открыл первый провинциальный публичный театр с полностью русским персоналом. Вскоре он по велению царицы Елизаветы Петровны переехал в Санкт-Петербург и был преобразован в постоянный профессиональный государственный публичный театр (с 1832 г. — Александринский). Открывались театры в Москве, работали театры при школах; во дворцах вельмож давали представления театры, составленные из крепостных (Шереметьевых, Юсуповых и др.)

Приобретало популярность, входило в моду музыкальное искусство: домашние и публичные концерты русских и зарубежных исполнителей, любительское музицирование. В 1802 г. в Санкт-Петербурге было создано Филармоническое общество. Выросли и первые русские композиторы — Е. Фомин, М. Соколовский, Д. Бортнянский, О. Козловский. Регулярно ставятся оперные спектакли. Возникает жанр русского романса.

Все это стало прочной основой для мощного расцвета русской культуры в следующем, XIX столетии.