logo
Культурология

1.7.1. О системности культуры

Познание культуры как аспекта бытия общества и человека всегда ограничивает прин­ци­пи­аль­но бес­ко­неч­ная сложность, бес­ко­неч­ное мно­го­об­ра­зие и уни­вер­саль­ность как об­ще­ст­ва в его ис­то­ри­че­ской дей­ст­ви­тель­но­сти, так и че­ло­ве­ка. И об­ще­ст­во, и че­ло­век да­же при раз­дель­ном рас­смот­ре­нии бес­ко­неч­но мно­го­об­раз­ны в сво­их по­тен­ци­ях, в их реа­ли­за­ции, в дея­тель­но­сти, в слож­но­сти внут­рен­них свя­зей и взаи­мо­дей­ст­вий, в ди­на­мич­но­сти струк­тур. Когда та­кие сверх­слож­ные феномены вступают во взаи­мо­дей­ст­вие, их сложности как бы дополняют друг друга, складываются или даже перемножаются. Поэтому, если рассматривать че­ло­ве­ка и об­ще­ст­во как еди­ный феномен, неизбежно придется признать его бес­ко­неч­ную слож­ность.

Очевидна вытекающая отсюда бесконечная сложность культуры. Ансамбль «человек и общество» и, соответственно, культура из-за своей бесконечной сложности, скорее всего, даже и системами не являются — это в лучшем случае континуумы. В качестве систем могут рассматриваться только различные срезы, аспекты данных ансамблей, их фрагменты, выделяемые на каком-либо определенном основании и потому конечные. Поэтому вся действительная культура в своей целостности не может быть системой.

В природе систем, вообще говоря, нет. Система, по причине деятельной природы субъекта, имеет смысл только в соотнесении с ним. Только субъект может воспринимать и познавать любой объект как систему, произвольно абстрагируясь от «лишних» сторон и свойств. «Полностью системные» объекты всегда создаются в процессе познания или творческого мышления — искусственно, целенаправленно. Иначе говоря, система именно и только субъектом познания (и/или сознательной деятельности) формируется, выделяется или определяется: система целенаправленна, она создает нужный субъекту и познаваемый субъектом эффект. Это в полной мере относится и к артефактам. Поэтому применительно к культуре можно говорить лишь о системе принятых в конкретном подходе понятий культуры, а также о системных свойствах выделяемых при этом в культуре компонентов.

То есть системность культуры возможна, видимо, только применительно к реально познаваемым частям, аспектам («срезам»), о;´бразам культуры. Такие образы и аспекты возникают в ходе реализации того или иного исследовательского подхода как конкретные параметры, как частичное отображение культуры как бесконечно сложного целого.

Существенно важно, что применённый в каждом конкретном случае подход (методология) определяет и неизбежные ограничения, и доступные средства познания.

Ограничения и «упорядочение» бесконечно сложного объекта путем назначения или выделения из целого менее сложных и даже конечных составляющих, то есть выбор подхода к объекту, осуществляются не вполне случайным или произвольным образом. Это делается на основании уже имеющихся знаний и представлений о культуре, человеке и обществе, в зависимости от насущных проблем социального и личного бытия, от личного профессионального и от общественного опыта, а также от мировоззрения, доступных средств познания, источников информации, научной школы и т. п., то есть в зависимости от познавательной ситуации. Ограниченность óбраза (картины) культуры, которую задаёт, познавая культуру, та или иная научная школа, определяется используемым при этом исследовательским подходом (философским, социологическим, богословским, психологическим, семиотическим, лингвистическим, литературоведческим и т.п.). Тем же определяется очередность изучения, последовательность познавательных процедур и этапов.

К тому же и само познание, и ещё более фиксация (описание, изложение) познанного, и трансляция информации в рамках избранного подхода (методологии) возможны только последовательно, определенными «порциями» — в соответствии с «ассоциациями», «сферами», «подпространствами», «кластерами», «факторами» и иными моментами. Подход и определяет, как и какие кванты знания выделяются познающим субъектом на стадии осмысления проблемы и постановки задачи. Системный подход позволяет рассматривать каждый получаемый образ культуры как систему. Часто и каждый элемент такой бесконечно сложной культуры может рассматриваться как обладающий свойствами системы — от­кры­той, са­мо­ор­га­ни­зую­щей­ся, не­ли­ней­ной и т. д.