3.3. Культура античного Рима
Прямой непосредственной предшественницей культуры античного Рима была культура народов, издавна населявших Апеннинский полуостров. Это были племена латинов, самнитов, италов, умбров и др.
Очень большое значение для формирования римской античной культуры имело вторжение в Италию в X в. до н.э. этрусков (самоназвание — «расены»), культура которых была заметно более развитой по сравнению с аборигенами.
Этруски начали осушать заболоченные местности, строить оросительные каналы. Они выращивали полбу, овес, ячмень, лен.
Этруски были искусными строителями. Они умели строить каменные здания с купольным сводом. Этрусские города имели две главные улицы (с севера на юг и с востока на запад), которые задавали регулярную планировку кварталов. В этих городах был водопровод и канализация (клоаки). Улицы были мощёными, имели тротуары. Города были обнесены крепостными стенами.
Этруски знали колесо, гончарный круг, владели металлургией железа, имели письменность. Обнаружены тысячи этрусских текстов, большая часть которых, однако, не поддалась расшифровке (до сих пор неизвестно, на каком языке они говорили). Поэтому их язык, общественная организация во многом неизвестны, как неизвестно происхождение этрусков. Предполагается, что общественный строй этрусских городов напоминал организацию греческих полисов.
У этрусков были искусные скульпторы, причём их излюбленными материалами были керамика и бронза, а не мрамор, как у греков. Они рано научились передавать портретное сходство.
Этрусские мастера изготовляли причудливые сосуды, похожие на металлические: они чернились при обжиге и лакировались. Этрусские вазы — канопы — обильно украшены всевозможными объёмными фигурками. Археологи нашли этрусское оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь. Стены сохранившихся этрусских гробниц покрыты многокрасочной росписью, изображающей повседневную жизнь: пиры, охоту, спортивные состязания. Этруски долго занимались морским пиратством, о чём известно из древнегреческих текстов. Римляне унаследовали ремесленную и строительную технику этрусков, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных.
Кроме этрусской, немалое значение для формирования римской культуры имела греческая. На побережье Апеннинского полуострова (Италии) и в Сицилии с VIII-VI вв. до н.э. процветало большое количество греческих полисов («Великая Греция»), которые активно торговали с соседями и были им хорошо известны. Завоевание эллинистических государств также повлияло на развитие римской культуры.
История собственно Рима (точное произношение Рома) начинается с основания города, которое легенда относит к 751-753 г. до н.э, хотя археологи считают, что первые поселения на месте будущего Рима возникли ещё в ХV веке до н.э. Первоначальное население Рима складывалось, скорее всего, из людей, принадлежавших разным племенам. Есть легенда, что поначалу в Риме вообще жили только юноши. Чтобы получить женщин, они однажды пригласили на пир соседнее племя сабинов и в разгар праздника похитили сабинских девушек («похищение сабинянок» впоследствии стало фабулой многих произведений искусства).
В VII в. до н.э. Рим управлялся этрусскими царями. К концу VI в. до н.э. этрусские цари были свергнуты и изгнаны, в Риме установилась республика. Правда, республика была, по нашим критериям, достаточно необычной. Там были бесправные рабы; свободные римляне делились на знать (патрициев, или классиков) и простой народ (плебс, или плебеев). Управляли Римом только патриции; плебеи ни в каких обсуждениях и в принятии решений не участвовали. Это привело к долгой борьбе плебса за власть, и в III в. до н.э. в Риме была организована настоящая полисная республика, где все важнейшие решения принимались плебисцитом — собраниями всего народа.
С этого времени Рим начал завоёвывать соседние земли. В III в. до н.э. он подчинил себе всю территорию Апеннинского полуострова, включая греческие города Южной Италии. В 168 г. до н.э. была присоединена к Римскому государству Македония, а в 146 вся Греция. Прославившихся полководцев стали титуловать императорами.
С 31 г. до н.э. республиканская форма правления сменяется монархической, Рим становится империей, продолжая начатые ранее войны. С конца I в. до н.э. здесь расцветают рабовладельческие отношения. Рим завоевывает Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы.
В IV-V вв. н.э. римское государство становится неограниченной монархией («поздняя империя»), которая и связывается в наше время чаще всего с понятием империи. В 286 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. В 313 г. н.э. Константин «Медиоланским эдиктом» разрешает христианство. В 330 г. н.э. он переносит столицу всей империи в Константинополь. Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя, или Византия. Последний римский император Ромул Августул был низложен в 476 г., и Западная Римская империя прекратила своё существование. С этой датой обычно соотносят конец античного мира.
Особенности римской культуры связаны с менталитетом римлян. Высшей ценностью римлянина было величие Рима, так что одной из главных добродетелей стал патриотизм. Римляне во всех своих предприятиях были ориентированы только на успех. Гражданину Рима приличествовали мужество, достоинство, строгость, деловитость, дисциплинированность и законопослушность. Ложь считалась пороком, характерным для рабов. Самыми уважаемыми занятиями были войны, политика, земледелие и право.
Наследники этрусков, латинов и италов были практичны, высоко ценили прикладные науки. Поэтому там сочинялось множество трактатов, где излагались правила ведения сельского хозяйства (трактаты Катона, Варрона), руководства по риторике, правила обращения с рабами, строительства (знаменитый трактат Витрувия «Об архитектуре»). В I-II вв. н.э. появляется географический трактат Страбона (64/63 до н.э. — 23/24 н.э.), астрономический Птолемея (ок. 90 — ок. 160). Плиний Младший (61/62 — ок. 114) написал «Естественную историю», настоящую энциклопедию по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии. Врач Гален (ок. 130 — ок. 200) изучал дыхание, деятельность спинного и головного мозга. Необычайно высоким авторитетом пользовался выдающийся государственный деятель, оратор, юрист, философ и писатель Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Вследствие той же практичности именно римляне создали римское право, которое лежит в основе всех правовых систем современного западного мира, и юриспруденцию — науку о праве.
Известны сочинения историков Тита Ливия (59 до н.э. — 17 н.э.), Плиния Старшего (23/24 — 79), Иосифа Флавия, знаменитейшего Тацита (ок. 58-ок. 117). Из философских направлений в I-II вв. н.э. римляне ценили стоицизм и эпикурейство, причём стоицизм (основные представители: Сенека, ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.; император Марк Аврелий, 121-180 гг. н.э.) преимущественно признавала знать.
В архитектуре римляне также обращались прежде всего к утилитарным сторонам. Основное внимание уделялось не храмовым комплексам, а зданиям и сооружениям для практических нужд — административным (базилики), форумам, рынкам. Строятся термы — бани, включавшие в себя множество помещений, служившие фактически клубами; театры, цирки; акведуки и мосты; библиотеки; в парках места для игр, для прогулок. Для празднования крупной военной победы возводятся триумфальные арки. Широко применялись арки, своды и купола, использовался бетон. В I-II вв. н.э. возводятся самые известные сооружения: Колизей, самый большой амфитеатр античного мира, и Пантеон, храм во имя всех богов с самым большим куполом (диаметром 43 метра). В проектировании и оформлении зданий отчётливо видно влияние этрусской и особенно греческой культур, прежде всего использование греческих архитектурных ордеров. Монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии подчеркивали силу, мощь, величие государства, подавляющие человека.
Во дворцах императоров и богатых виллах, в общественных зданиях стены, потолки и полы украшались росписью или мозаикой. Такая живопись обнаружена при раскопках в Помпеях, Геркулануме и Стабии, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э.
Близкое знакомство с культурой классической Греции и эллинистического мира очень сильно сказалось на развитии культуры Рима. Греческая художественная, философская, научная культура была несравненно богаче римской, она произвела на римлян сильнейшее впечатление.
Римляне заменили этрусский алфавит греческим, более подходящим к фонетике латинского языка, стали чеканить медную монету. Римские аристократы начали усиленно учить греческий язык, перенимать многие греческие обычаи, в частности, брить бороды и коротко стричь волосы. Начинает высоко цениться ораторское искусство, необходимое для убеждения слушателей в сенате и на народных собраниях (комициях). Римляне в массовых количествах вывозили из Греции скульптуры, стали их широко копировать. Своеобразие римского искусства проявилось только в скульптурном портрете. Этрусские традиции позволили римским скульпторам создать замечательные реалистические портретные статуи, запечатлевшие облик императоров, военачальников, поэтов, философов и др. Сегодня широко известны такие работы, как «Брут», «Оратор», бюсты Цицерона и Цезаря.
Самым заметным оказалось влияние греческой культуры в религиозной сфере. Римляне прямо позаимствовали богатую греческую мифологию, дав греческим богам имена привычных римских. Зевс стал Юпитером, Посейдон Нептуном, Аид Плутоном, Арес Марсом, Гера Юноной, Афина Минервой, Деметра Церерой, Афродита Венерой, Гефест Вулканом, Гермес Меркурием, Артемида Дианой и т.д. Аналога Аполлону у римлян не было, этот культ был заимствован целиком ещё в V в. до н.э. Правда, римляне всегда охотно принимали в свой пантеон иноземных богов, поскольку полагали, что новые боги усиливают мощь Рима. Греческие боги навечно обосновались рядом с древнеиталийскими: домашними богами — Ларами, Гениями, Пенатами и Янусом — божеством входа и выхода, всякого начала (изображался с двумя лицами).
С Грецией связано возникновение римской литературы. Пленный грек Ливий Андроник начал переводить на латынь греческие трагедии и комедии, «Одиссею» Гомера. Его переводы часто напоминали свободный пересказ, Ливий Андроник менял имена, какие-то эпизоды оригинала пропускал, сочинял куски текста от себя и т.д. Однако он писал на латыни, был первым римским писателем и поэтом.
В конце III — начале II в. до н. работал римский писатель Плавт. Он сочинял комедии, действие которых происходит в греческих городах, а герои носят греческие имена; однако поведение и жизнь этих героев были чисто римскими. В комедиях Теренция (ок. 125-159 гг. до н.э.) римские сюжеты не использовались, пересказывались греческие авторы, особенно Менандр. В I в. до н.э. писали Лукреций и Катулл. Лукреций (1-я пол. I в. до н.э.) изложил в поэме «О природе вещей» учение Эпикура. Катулл (ок. 87 — 54 гг. до н.э.) сочинял небольшие лирические стихотворения, передававшие человеческие чувства. В имперскую эпоху работали замечательные писатели: Апулей (род. около 124 н.э.), автор авантюрно-аллегорического романа «Метаморфозы» (или «Золотой осел»); Плиний Младший; сатирики Ювенал (ок. 60 — ок. 127), Петроний (? — 66 н.э.), Лукиан (ок. 120 — ок. 190); поэты Вергилий (70-19 до н.э.), Гораций (65 до н.э. — 8 н.э.), Овидий (43 до н.э. — ок. 18 н.э.).
Последние века римской культуры отмечены возрастающим влиянием христианства, которое с IV в. н.э. (380 г.) становится государственной религией. Начинают строиться христианские храмы — базилики, похожие на ранние античные базилики — административные и судебные здания. Языческие храмы подвергаются разгрому, запрещаются Олимпийские игры. Торжество христианской церкви привело к уничтожению многих памятников античной культуры.
Падение Рима привело к заметному упадку культуры на территории римских провинций, особенно западноевропейских. Однако основные её достижения сохранились, возродились со временем, став прямой основой средневековой культуры Западной Европы.
Самые главные достижения греко-римской античной культуры, вошедшие в европейскую:
- христианская религия;
- практическое применение и исследование демократической системы управления обществом;
- система римского права;
- классические произведения искусства;
- философия как сфера культуры;
- мифология;
- зачатки фундаментальных наук.
Вопросы для самопроверки
Каковы основные этапы развития античной культуры?
Почему развитие культуры в античной Греции называют «греческим чудом»?
В чём состоят успехи и достижения основных этапов развития античной культуры?
Что такое античный полис в аспекте культурологии?
В чём специфика культуры эллинизма?
Каковы основные особенности христианства?
Укажите сходство и различия культур античной Греции и античного Рима.
Вспомните наиболее известных деятелей культуры античности и эллинизма.
Каковы основные достижения античной науки и философии?
В чём значение античности для европейской культуры?
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126