logo
Культурология

Культура киевской руси

Подключение древнерусской культуры к европейскому культурному пространству существенно ускорило процессы её развития. Русские ремесленники издавна умели получать высококачественную сталь, из которой делали отличное оружие и орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи, напильники). Русские купцы в IX веке практически монополизировали торговлю шелком, и до крестовых походов торговля Запада с Востоком шла через Русь. Замечательные по красоте изделия выходили из рук древнерусских ювелиров, которые владели самыми сложными технологиями. Эти изделия высоко ценились в других странах. В казне князя собирались огромные художественные и материальные ценности, так что её специально показывали иноземным послам. Интенсивная торговля шла с Византией, Чехией, Моравией, Польшей, Германией, Скандинавией, Аравией. Вывозили из Руси как ремесленные изделия, так и сырье — знаменитые русские меха, воск, мед, лен и т.п.

Славянские племена имели богатейшие фольклорные традиции. Существовал большой фонд песен, сказок, загадок, пословиц, обрядовых песен и заклинаний. Эпические повествования служили исторической памятью народа. В Х веке возникла новая форма эпоса — былины,. Наиболее известен киевский цикл былин. После принятия христианства письменность получила сильный стимул к распространению, появилось много рукописных книг, в основном памятников раннехристианской и византийской литературы, начиная с библейских книг. Эти книги художественно оформлялись, до наших дней дошли такие памятники XI века, как «Остромирово Евангелие» и Изборник» князя Святослава, обильно украшенные замечательными многоцветными заставками и миниатюрами. Возникла и своя литература, сначала в форме летописей, затем возникли и другие формы. Один из самых известных памятников — «Слово о полку Игореве».

На новый уровень поднялась архитектура и строительство, богатые навыки русского деревянного строительства обогатились византийским мастерством каменного зодчества. В конце Х века в Киеве центр был застроен ансамблем зданий из камня и кирпича, первым на Руси. По всей русской земле началось строительство монументальных соборов, самый известный из которых — киевский храм св. Софии. С храмовым строительством неразрывно было связано искусство живописи в технике мозаики и фрески, а также в форме иконописи. Мозаика на Руси не прижилась, а фресковая роспись и иконопись быстро приобрели неповторимые черты русской национальной культуры. То же произошло и с храмовой архитектурой: храмы, возводимые русскими мастерами, имели совершенно иные очертания, чем византийские.

Распад Киевской Руси в XII веке на отдельные княжества не замедлил культурного развития, а, скорее, привел к возрастанию разнообразия художественных стилей при сохранении общности культурных традиций. В целом развитие русской культуры до этого времени имело характер раннефеодального общества, реализуя ту же логику, что и в Западной Европе. Контакты с Западной Европой и сильное влияние Византии привели к своеобразному синтезу многих существенных характеристик европейской, византийской и собственно русской культуры.

Этот процесс был прерван в начале XIII века татаро-монгольским нашествием.

Вопросы для самопроверки