8.7.1. Рококо
Термин «стиль рококо», или «рококо», обозначает художественный стиль, распространённый в XVIII веке в Европе, особенно во Франции. Он использовался как в художественном оформлении интерьеров, так и в декоре, проявился в скульптуре, живописи, в мебели и в архитектурных деталях, хотя вряд ли в архитектуре вообще. Этот стиль был очень моден, он имел несколько популярных форм.
Термин рококо получен из французского слова рокайль. Первоначально он означал элемент художественного оформления камнями и скалами. Название стало использоваться в его современном смысле около 1800 г., приблизительно в то же самое время, что и барокко, и, подобно барокко, было первоначально уничижительным. Отношение к рококо постепенно менялось в течение XIX века, начавшись с моды на коллекционирование французских картин и мебели XVIII века для имитации интерьеров рококо.
Самые ранние формы рококо появились около 1700 г. в Версале и окружающих его замках как реакция на формальность французского классического барокко. В 1701 целый ряд комнат в Версале, включая спальню короля, ремонтировался в новом, облегчённом и более изящном стиле королевским оформителем Пьером Лепотром. Стиль развивался в период Регентства (1715-23) и долгого царствования Людовика XV (1723-74).
Сущность художественного оформления интерьеров в стиле рококо проявляется в двух направлениях. Во-первых, формы почти плоские (в барокко предпочтение отдавалось технике высокого рельефа); во-вторых, оформитель работает с гладкой поверхностью, прерываемой только оконными проёмами и каминной полкой. В типичной декоративной схеме рококо вокруг комнаты (в том числе и на дверях) размещены ряды высоких деревянных панелей, украшенных позолоченной резьбой и барельефами. В панели на дверях иногда устанавливались картины. После 1720 г. панели были обычно окрашены в цвет слоновой кости. Наверху, внизу и в центре размещались узоры; нижние края панели украшались лепниной. В дальнейшем узоры появились на цоколях и на стыках стен и потолка по выкружкам, которые заменили карниз. Первоначально узоры размещались на лентах. Они составлялись главным образом из удлиненных C-и S-образных элементов; в них также вплетались растения, листья, цветы, иногда раковины и маленькие птицы.
В более поздних образцах узоры были часто размещены асимметрично. Правда, асимметрия была больше характерна для трехмерных объектов, типа консолей, бра, подсвечников и украшений столов.
Важной частью ансамбля рококо были зеркала. В целом возникал эффект блеска и оживления, что отвечало фону светской жизни аристократов в XVIII веке, с её акцентом на частной жизни и культом человеческих отношений.
Наиболее известны работавшие в стиле рококо живописцы Ф. Буше, А. Ватто, В. Хогарт. Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) выступил как предшественник реализма. Английский живописец-портретист Томас Гейнсборо (1727-1788) создал галерею образов своих современников, показывавших одухотворенность, душевную утонченность портретируемых.
Для живописи барокко были характерны мощные ритмы, темные цвета, героические сюжеты. В рококо они уступили место быстрым, тонким движениям, неярким цветам и сюжетам, демонстрирующим вариации любви: любовь романтичная, как в картине Антуана Ватто «Паломничество на остров любви» (1717), любовь эротическая, как в «Пленённом Купидоне» Франсуа Буше (1754) или любовь материнская, как в «Утреннем туалете» Жана Баптиста Шардена (ок. 1740). Скульптура также стала живой и не героической. Самым типичным её проявлением были портретные бюсты, удивительно реалистичные, как в «Реомюре» Жана Баптиста Лемуана (1751).
Во второй четверти столетия стиль рококо распространился из Франции в другие страны, и прежде всего в Германию. Немецкие аристократы того времени преклонялись перед парижской модой, часто нанимали получивших обучение во Франции архитекторов и оформителей. В Германии стиль рококо стал более причудливым и своенравным. Высший пример немецкого стиля рококо — Зеркальный зал в павильоне Амалиенбург (1734-40), охотничьем домике в парке дворца Нимфенбург около Мюнхена. Германия, однако, — подобно Австрии и до некоторой степени Италии, — произвела также и свою форму рококо, стиль, скорее продолжавший барокко, а не противоположный ему. Поскольку стиль барокко в Австрии, Германии и Италии был уже намного свободнее, чем во Франции, требовались только довольно небольшие изменения в масштабе, темпе и настроении, чтобы превратить барочные декоративные формы в рококо. Этот тип рококо прижился и в церквях, и во дворцах. Самое красивое его проявление — интерьер церкви паломников «На лугах» (Die Wies) (1745-54) в южной Баварии.
Другим большим вкладом Германии в стиль рококо было переоткрытие (1709-10) китайского искусства изготовления фарфора в Мейсене, около Дрездена. Мейсенские изделия достигли огромной популярности, и скоро каждый крупный двор в континентальной Европе имел свою собственную фабрику фарфора. Маленькие фарфоровые фигуры типа сделанных Францом Антоном Бустелли (1723-63) в Нимфенбурге – возможно, квинтэссенция рококо: они соединяют все его качества в особое искусство миниатюры.
Стиль рококо начал сходить со сцены в 1760-х годах, когда критики определили его как безвкусный, фривольный и символизирующий испорченность общества. В течение 20 лет он вместе с барокко был вытеснен неоклассицизмом.
Рококо в музыке отличался легкой, изящной поверхностностью. Для него типичны малые формы, подчеркивающие обаяние и изящество, не рассчитанные на серьезное впечатление. Музыка стиля рококо (начала и середины XVIII века) наиболее распространена во Франции и Германии. Но художественные вкусы этих двух стран определили и заметные отличия музыки рококо.
Во Франции рококо в музыке возник как стиль галант (galant, галантный стиль). Он был реакцией на формальность и сложный контрапункт стиля барокко. Для стиля галант характерны красивые мелодии из коротких, правильных фраз, поддерживавшиеся простой гармонией. Ведущими композиторами были Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо. Это был инструментальный стиль, лучше всего приспособленный к клавесину, а также использовавшийся в ансамблевой музыке. Стиль галант обращался, прежде всего к аристократии и был моден в течение регентства и царствования Людовика XV (1715-74).
Немецкой реакцией на барокко стал «чувствительный» стиль. Немцы избегали щедро украшенного французского стиля галант. Они предпочитали музыку с переменным настроением, в которой каждая фраза была нагружена ярким чувством. Композиторы добивались контрастов, используя широкий диапазон темпов и динамики, гармонии, модуляций и хроматизмов. Типичны работы Карла Филиппа Эммануэля Баха, Иоганна Стамица и И.И. Кванца.
Стиль рококо в музыке утратил свои позиции с возвышением венского классического стиля Гайдна и Моцарта.
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126