4.3. Город и деревня в средневековой Европе
Город часто определяют как высшее достижение рода человеческого. Город — средоточие и развитие экономического и политического развития и процветания, пространство роста культуры. Большое количества городов в Европе появилось в период расцвета древней Римской империи. Падение Рима повлекло за собой резкое сокращение городской жизни, уменьшение численности городского населения, упадок и даже исчезновение многих городов. В классическом средневековье началось возрождение городской жизни. Стали возникать новые города вокруг мест проживания королей, принцев и епископов; вокруг цитаделей феодальных властителей; вокруг рынков; возрождались к новой жизни также старые римские города. Все они, как давно существовавшие, так и вновь возникшие, стали прежде всего коммерческими и торговыми центрами. Самые известные из них выросли на основе знаменитых ярмарок, международных рынков, перевалочных пунктов в торговле между континентами и регионами. В их числе — Венеция, Флоренция, Милан, Брюгге, Антверпен, многочисленные города Ганзейского союза в Северной Европе.
Основную массу населения средневековых городов составляли, наряду с торговым людом и духовенством, ремесленники. Внутри города возникали целые кварталы и слободы, жители которых делали одно и то же дело: ткали, выделывали кожи, тачали сапоги, красили ткани, выпекали хлеб, снаряжали торговые экспедиции, давали деньги в долг и занимались финансовыми операциями, ковали железо, лепили и обжигали горшки и т.д. В каждом таком районе возникали своеобразные средневековые «профсоюзы» — гильдии и цехи. Каждый цех имел достаточно четкую структуру, избирал свой совет и старосту, вырабатывал устав. Устав жестко регламентировал распорядок труда и жизни членов цеха (гильдии), оговаривал права мастеров, учеников и подмастерьев, рядовых и руководящих членов гильдии (цеха). В уставе предусматривался контроль над качеством продукции ремесленников. Контролировались и цены, никто не имел права самовольно, без решения руководства цеха (гильдии), ни завышать цены на свои изделия, ни понижать ее. Уставы чаще всего формулировались так, что совпадали с интересами самых богатых членов цеха. Некоторые горожане становились не менее богатыми, чем крупные дворяне-землевладельцы.
Со временем в самых богатых городах стали выбирать городские органы управления — муниципалитеты, советы, вырабатывать городские уставы. В этих уставах было записано, что любой человек, прожив в городе определенное время (обычно «год и один день»), освобождался от какой бы то ни было личной зависимости — ни один сеньор не имел на него больше никаких прав. Это было одним из важных притягательных моментов города. Горожане имели большую юридическую свободу, чем сельские жители.
Самые богатые и сильные города получали из рук королей и императоров статус независимых коммун, «вольных городов». Наиболее известны и самостоятельны были города-государства Венеция, Милан, Флоренция, добившиеся наиболее прочного положения и начавшие завоевывать своих соседей.
Город становился прежде всего мастерской, ремесленники там становились профессионалами в полном смысле слова. Горожанин обладал иным социальным статусом, чем крестьянин, и ощущал себя совершенно иначе. Жизнь в городе вырабатывала у людей новый менталитет: горожанин поневоле должен был вести активную жизнь, быть деятельным. У жителей городов появлялся свой, городской патриотизм.
Жизнь простых крестьян была куда тяжелее, чем горожан, вследствие постоянной вражды с сеньорами и угнетения со стороны последних. Сеньоры испытывали к крестьянам («мужланам», как они их именовали) величайшее презрение. Крестьянин в их глазах был средоточием всех пороков. Поэтому в сознании крестьян преобладало вечное недовольство, регулярно пробивавшееся в восстаниях. Нормой было воровство с господских полей, браконьерство в лесах сеньора, поджоги его урожаев, саботаж на барщине, отказы платить оброки и денежные сборы. Потому же крестьяне решались и на бегство, прежде всего — в город.
В общем плане развитие средневековой культуры представляет собою в значительной мере именно прогресс городов, городского образа жизни и всего, что связано с ним, включая ремесло, духовную культуру, образование, государственность и т.п. Самым тесным образом проявляется это и в развитии общества, в развертывании государственности, власти, политической культуры.
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126