logo
Культурология

4.9.3. Музыка и театр в Средние века

Влия­ние церк­ви на му­зы­ку в Сред­ние ве­ка труд­но пе­реоце­нить. Ру­ко­пи­си обыч­но пе­ре­пи­сы­ва­лись ду­хов­ны­ми ли­ца­ми, и по­это­му не­мно­го­чис­лен­ная свет­ская му­зы­ка со­хра­ня­лась от­дель­но от пе­сен на латы­ни, ко­то­рых то­же бы­ло край­не ма­ло.

Пер­вой важ­ной свет­ской му­зы­кой на ме­ст­ном язы­ке бы­ли пес­ни тру­баду­ров на про­ван­саль­ском язы­ке. На­чи­ная со сво­его воз­ник­но­ве­ния в XI ве­ке, пес­ни тру­ба­ду­ров бо­лее 200 лет со­хра­ня­ют влия­ние во мно­гих других стра­нах, осо­бен­но на се­ве­ре Фран­ции, где тру­ве­ры соз­да­ли боль­шой му­зы­каль­ный ре­пер­ту­ар. Их мо­но­фо­ни­че­ская му­зы­ка мог­ла ино­гда иметь ак­ком­па­не­мент на струн­ном или ду­хо­вом ин­ст­ру­мен­те.

В XIV сто­ле­тии свет­ская му­зы­ка ста­ла пол­но­стью по­ли­фо­ни­че­ской. Свя­щен­ная му­зы­ка за­пи­сы­ва­ет­ся в двух или че­ты­рех го­лосах с IX ве­ка. Ве­ду­щи­ми ком­по­зи­то­ра­ми бы­ли Ле­о­нин и Пе­ро­тин. В XIV ве­ке, час­то на­зы­вае­мом пе­рио­дом Арс Нуо­ва, в про­ти­во­по­ложность XIII ве­ку Арс Ан­тик­ва, по­ли­фо­ния рас­цве­та­ет в на­цио­наль­ной песне. Са­мым боль­шим дос­ти­же­ни­ем Арс Нуо­ва был пе­ре­ход от пер­во­на­чаль­но­го тро­ич­но­го рит­ма к со­вре­мен­но­му мно­го­об­ра­зию раз­ме­ров, пре­иму­ще­ст­вен­но 3/4, 6/8, 2/4, 9/8. В Ита­лии XIV век на­чал­ся куль­ти­виро­ва­ни­ем двух­го­лос­но­го мад­ри­га­ла. Ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись ин­ст­ру­мен­ты струн­ные, пор­та­тив­ные ор­га­ны, ма­лые ар­фы, шо­мы (про­то­тип го­боя).

Те­атр в фор­ме ли­тур­ги­че­ской дра­мы был воз­рожден в Ев­ро­пе Рим­ской ка­то­ли­че­ской цер­ко­вью. Оп­ре­де­лен­ные празд­ни­ки бы­ли зна­ме­ни­ты сво­ей те­ат­раль­но­стью, как, на­при­мер, ше­ст­вие к церк­ви в Верб­ное Вос­кре­се­нье. Ан­ти­фон­ные, или вопрос­но-от­вет­ные, пес­но­пе­ния Мес­сы и ка­но­ни­че­ские хо­ра­лы пред­став­ля­ют со­бою диа­ло­ги. В XIV ве­ке те­ат­раль­ные по­ста­нов­ки свя­зы­ва­лись с празд­ни­ком Те­ла Хри­сто­ва и раз­ви­ва­лись в цик­лы, вклю­чав­шие до 40 пьес.

В тот же са­мый пе­ри­од поя­ви­лись на­род­ные пье­сы, свет­ские фар­сы и пас­то­ра­ли. Это влия­ло на эво­лю­цию пьес-мо­ра­ли­те в XV ве­ке. Хо­тя и на­пи­сан­ные на те­мы хри­стиан­ско­го бо­го­сло­вия с со­от­вет­ст­вую­щи­ми пер­со­на­жа­ми, мо­ра­ли­те не бы­ли по­хо­жи на цик­лы, по­сколь­ку не пред­став­ля­ли эпи­зо­ды из Биб­лии. Они бы­ли ал­ле­го­ри­че­ски­ми, са­мо­дос­та­точ­ны­ми дра­ма­ми, и ис­пол­ня­ли их про­фес­сио­налы, та­кие, как ме­не­ст­ре­ли или жонг­ле­ры. Пье­сы, та­кие, как «Че­ло­век» ("Everyman"), обыч­но трак­то­ва­ли жиз­нен­ный путь ин­ди­ви­да. В чис­ле ал­лего­ри­че­ских пер­со­на­жей бы­ли та­кие фи­гу­ры, как Смерть, Об­жор­ст­во, До­б­рые Де­ла и дру­гие по­ро­ки и доб­ро­де­те­ли.