logo
Культурология

4.9.2. Готический стиль

Готика, готический стиль возник и господствовал в западноевропейской художественной культуре не­по­сред­ст­вен­но после ро­ман­ского. Го­ти­че­ское ис­кус­ст­во воз­ник­ло во Фран­ции око­ло 1140 го­да и рас­про­страни­лось по всей Ев­ро­пе в те­че­ние сле­дую­ще­го сто­ле­тия. Тер­ми­н «го­ти­ка» сегодня при­ме­няют к позд­нему, вы­со­кому или клас­си­че­скому сред­не­ве­ко­вью. Го­ти­че­ский стиль об­слу­жи­вал пре­ж­де все­го цер­ковь. Пе­ри­од го­ти­ки счи­та­ет­ся од­ним из вы­даю­щих­ся в ис­то­рии ев­ро­пейской ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры.

Го­ти­че­ский стиль наиболее ярко пред­ста­в­лен в ар­хи­тек­ту­ре.

Ха­рак­тер­ным при­зна­ком го­ти­ческо­го сти­ля ста­ли реб­ри­стые сво­ды. Сред­не­ве­ко­вые церк­ви романского стиля име­ли мощ­ные ка­мен­ные сво­ды, ко­то­рые бы­ли очень тя­же­лы­ми. Они стре­ми­лись рас­пе­реть, вы­толк­нуть стены на­ру­жу, что мог­ло об­ру­шить зда­ние. Что­бы дер­жать та­кие сво­ды, сте­ны романских строений долж­ны бы­ли быть тол­сты­ми и тя­же­лы­ми. В нача­ле 12-го ве­ка ка­мен­щи­ки раз­ра­бо­та­ли реб­ри­стые сво­ды: строй­ные ка­мен­ные ар­ки, рас­по­ло­жен­ные диа­го­наль­но, по­пе­рек и про­доль­но. Эти арки могли опираться просто на колонны, стены перестали быть несущими конструкциями. В строи­тель­ном де­ле по­это­му произош­ла на­стоя­щая ре­во­лю­ция. Но­вый свод, ко­то­рый был тонь­ше и лег­че, по­зво­лил ре­шить мно­гие ар­хи­тек­тур­ные про­бле­мы. Тол­стые сте­ны ро­ман­ской ар­хи­тек­ту­ры с­ме­нились более тон­ки­ми; в них стало возможным устраивать об­шир­ные окон­ные про­емы, так что нефы храмов стали ос­ве­щаться очень ярко. В гигантские окна стали монтировать витражи из цветного стекла, усиливавшие впечатление праздничности, отличности от обыденной жизни.

Го­ти­че­ский сво­д сообщил со­бо­рам общий ха­рак­тер лег­ко­сти, уст­рем­лен­но­сти ввысь. Храмы ста­ли на­мно­го бо­лее ди­намич­ны­ми и экс­прес­сив­ны­ми. Пер­вым из боль­ших со­бо­ров был со­бор Па­рижской Бо­го­ма­те­ри (на­чат в 1163). В 1194 го­ду был за­ло­жен со­бор в Шар­тре, что счи­та­ет­ся на­ча­лом пе­рио­да вы­со­кой го­ти­ки. Куль­ми­на­ци­ей этой эпо­хи стал со­бор в Рейм­се (на­чат в 1210). Влия­ние фран­цуз­ской го­ти­ки бы­ст­ро рас­про­стра­ни­лось на Ис­па­нию, Гер­ма­нию, Анг­лию. В Ита­лии оно бы­ло не столь силь­ным.

Сле­дуя ро­ман­ским тра­ди­ци­ям, в мно­го­чис­лен­ных ни­шах на фа­са­дах фран­цуз­ских го­ти­че­ских со­бо­ров раз­ме­ща­лось в ка­че­ст­ве ук­ра­ше­ний громад­ное ко­ли­че­ст­во вы­се­чен­ных из кам­ня фи­гур, оли­це­тво­ряв­ших дог­ма­ты и ве­ро­ва­ния ка­то­ли­че­ской церк­ви. Го­ти­че­ская скульп­ту­ра в 12-м и на­ча­ле 13-го ве­ка бы­ла по сво­ему ха­рак­те­ру пре­иму­ще­ст­вен­но ар­хи­тек­тур­ной. С XIV в. к украшениям готических соборов добавилась тончайшая резьба по камню, каменное кружево. Такой стиль иногда называют «пламенеющей готикой».

Готические соборы в средневековых европейских городах были самыми заметными, самыми красивыми сооружениями, что подчёркивало роль церкви в жизни и в культуре. Собор был украшением города, а значит, и символом его богатства. В дни религиозных праздников (а их в средние века было множество, и длились они часто не по одному дню) собор становился главным центром общественной жизни, куда горожане приходили на театрализованные представления.

Го­ти­че­ская эпо­ха за­кон­чи­лась в Ита­лии в на­ча­ле ХV ве­ка с при­хо­дом Ре­нес­сан­са. В ос­таль­ной час­ти Ев­ро­пы го­ти­че­ское ис­кус­ст­во и ар­хи­тек­ту­ра про­дол­жа­ли су­ще­ст­во­вать в те­че­ние поч­ти все­го XV ве­ка, а в не­ко­то­рых ре­гио­нах Ев­ро­пы и в XVI ве­ке.