logo
Культурология

8.9. Вклад Просвещения в культуру

Во-первых, в век Просвещения распространился идеал науки об обществе, полностью подобной физике как науке. Усиливалось представление о сложности и вариативности человеческого опыта в мире. Всё глубже укоренялось понимание того, что человеческое поведение в обществе носит социальный и культурный характер, то есть что причины человеческих действий и поступков находятся не в биологи­и, а в обществе, в его истории. Так обществоведение (обществознание) перестало быть не­ким придатком к биологии, оформилось в отдельную дисциплину или систему дисцип­лин со своим собственным предметом.

Во-вторых, стала применяться в самых разных сферах знания идея структуры. Появившись впервые в работах таких философов, как Гоббс, Локк и Руссо применительно к политической структуре государства, она к середине XVIII века широко распространилась, в том числе в работах физиократов и Адама Смита. Идея структуры заметна также в ряде работ по психологии человека и во всех исследованиях гражданского общества. Идеи структуры, позаимствованные из физических и биологических наук, стали фундаментальными в концепциях политической, экономической и социальной структур, которые сформировались в эпоху просвещения. Эти кон­цепции структуры лишь с незначительными измене­ниями перешли в современные общественные науки.

В-третьих, прочно вошла в арсенал методологии научного поиска теоретическая концепция эволюционного изменения. Ее начальные корни в западноевропейском мышлении, как и общей концепции структуры, уходят в Древнюю Грецию, если не в еще более глубо­кую древность. В XVIII веке философия эволюцио­низма приняла форму прежде всего, так сказать, предвидения. Такие писа­тели, как Кондорсе, Руссо, Адам Смит, утверждали, что настоящее выросло из прошлого, что сегодняшнее общество есть результат длительной линии развития во времени, что эта эволюция была вызвана и определялась не Бо­гом или случайными факторами, но условиями и причинами, имманентными человеческому обществу.

Сложилась концепция «естественного права».

В Западной Европе и Америке Просвещение принесло заметный упадок авторитета церкви и рост современного секуляризма. Оно послужило моделью для политического и экономического либерализма, для гуманитар­ных реформ западного мира в последующие века. Просвещение заложило всепрони­кающую убежденность в возможности и необходимости прогресса. Тогда же сложилось представление о природе как кладовой ресурсов или мастерской, где должен хозяйствовать человек.

Эти идеи сегодня подвергаются критике. Всё больше людей приходят к мысли о взаимодополнительности религии и науки. Непрерывный прогресс представляется слишком примитивным и просто опасным во многих отношениях, обнаруживаются пределы роста. Рационалистическое хозяйствование в природе привело к экологическим проблемам планетарного масштаба, появилось понятие «глобальных проблем».

Тем не менее, «Век разума» отмечен бурной динамикой культуры, он явился важной вехой в развитии европейской культуры. Особенно важны достижения в хозяйственной культуре, в технике и технологии, осуществлённые в Англии в ходе промышленного переворота.

Вопросы для самопроверки