8.9. Вклад Просвещения в культуру
Во-первых, в век Просвещения распространился идеал науки об обществе, полностью подобной физике как науке. Усиливалось представление о сложности и вариативности человеческого опыта в мире. Всё глубже укоренялось понимание того, что человеческое поведение в обществе носит социальный и культурный характер, то есть что причины человеческих действий и поступков находятся не в биологии, а в обществе, в его истории. Так обществоведение (обществознание) перестало быть неким придатком к биологии, оформилось в отдельную дисциплину или систему дисциплин со своим собственным предметом.
Во-вторых, стала применяться в самых разных сферах знания идея структуры. Появившись впервые в работах таких философов, как Гоббс, Локк и Руссо применительно к политической структуре государства, она к середине XVIII века широко распространилась, в том числе в работах физиократов и Адама Смита. Идея структуры заметна также в ряде работ по психологии человека и во всех исследованиях гражданского общества. Идеи структуры, позаимствованные из физических и биологических наук, стали фундаментальными в концепциях политической, экономической и социальной структур, которые сформировались в эпоху просвещения. Эти концепции структуры лишь с незначительными изменениями перешли в современные общественные науки.
В-третьих, прочно вошла в арсенал методологии научного поиска теоретическая концепция эволюционного изменения. Ее начальные корни в западноевропейском мышлении, как и общей концепции структуры, уходят в Древнюю Грецию, если не в еще более глубокую древность. В XVIII веке философия эволюционизма приняла форму прежде всего, так сказать, предвидения. Такие писатели, как Кондорсе, Руссо, Адам Смит, утверждали, что настоящее выросло из прошлого, что сегодняшнее общество есть результат длительной линии развития во времени, что эта эволюция была вызвана и определялась не Богом или случайными факторами, но условиями и причинами, имманентными человеческому обществу.
Сложилась концепция «естественного права».
В Западной Европе и Америке Просвещение принесло заметный упадок авторитета церкви и рост современного секуляризма. Оно послужило моделью для политического и экономического либерализма, для гуманитарных реформ западного мира в последующие века. Просвещение заложило всепроникающую убежденность в возможности и необходимости прогресса. Тогда же сложилось представление о природе как кладовой ресурсов или мастерской, где должен хозяйствовать человек.
Эти идеи сегодня подвергаются критике. Всё больше людей приходят к мысли о взаимодополнительности религии и науки. Непрерывный прогресс представляется слишком примитивным и просто опасным во многих отношениях, обнаруживаются пределы роста. Рационалистическое хозяйствование в природе привело к экологическим проблемам планетарного масштаба, появилось понятие «глобальных проблем».
Тем не менее, «Век разума» отмечен бурной динамикой культуры, он явился важной вехой в развитии европейской культуры. Особенно важны достижения в хозяйственной культуре, в технике и технологии, осуществлённые в Англии в ходе промышленного переворота.
Вопросы для самопроверки
Как связано название периода с содержанием движения, с его направленностью?
Где возникло Просвещение?
Назовите имена наиболее известных представителей Просвещения в различных странах.
Каковы основные идеи философии Просвещения, как они повлияли на менталитет и мировоззрение европейцев?
Каковы основные особенности стиля рококо? Назовите наиболее ярких его представителей.
Каковы основные особенности классицизма? Назовите наиболее ярких его представителей.
Каковы основные особенности стиля ампир? Назовите наиболее ярких его представителей.
Как повлияло Просвещение на дальнейшее развитие европейской культуры?
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126