Динамика первобытной культуры
Темпы развития культуры в первобытном обществе, особенно в первые два — два с половиной миллиона лет, были необычайно медленны. Это связано ещё и с тем, что в то же время происходила и биологическая эволюция предлюдей: археологи обнаружили, что формирование биологического облика человека шло одновременно по нескольким направлениям, так что, например, кроманьонцы достаточно долго существовали рядом с неандертальцами. Неандертальцы заметно отличались от кроманьонцев (значит, и от нас) мощной мускулатурой, формой черепа (более похожей на горилл), массивностью. Почему и как исчезли неандертальцы, уступив место кроманьонцам, неизвестно. Другие линии биологических предков современного человека, особенно более ранние, ещё больше походили на обезьян.
Однако первые, древнейшие каменные орудия, найденные археологами, были изготовлены ими. Ещё до неандертальцев первобытные люди научились пользоваться огнём (примерно 800-700 тыс. лет назад, хотя есть сообщения, что обнаружены остатки костров в геологических пластах возрастом 1,4 миллиона лет), что имело важнейшее значение культурном плане. Огонь защищал от холода; его боялись хищники, так что появилась возможность их отпугивать; поджигание травы использовалось во время загонных охот, чтобы направить животных на охотников; наконец, огонь стали применять для приготовления пищи и, возможно, при изготовлении орудий. Благодаря огню стало возможно заселение более холодных регионов. Те же самые предлюди примерно 500 тысяч лет назад в Европе организовывали коллективные загонные охоты на слонов, 400 тысяч лет назад начали делать из ветвей укрытия от непогоды.
Около 80 тысяч лет назад в Европе появились неандертальцы.
Медленно, но в целом постоянно развивалась технология обработки камня, кости, дерева, других материалов. Разнообразилась деятельность, происходило становление и совершенствование труда, социальных отношений. Археологические находки позволяют судить, что неандертальцы заботились об инвалидах. Несомненно, развивался язык.
Одновременно развивалось мышление, появлялись первоначальные представления о мире. Несомненно, важнейшую роль в этом играла способность (потенция) воображения, фантазия. Археологи обнаружили, что неандертальцы примерно 60 тысяч лет назад своих умерших сородичей хоронили. Они укладывали тело на толстую подстилку из сосновых веток, в могилу бросали охапки или букеты цветов, причём большей частью таких растений, которые были целебны и/или съедобны. Некоторые из этих растений до сих пор используются в народной медицине. Иногда тело покрывалось слоем красной краски (охры). Значит, у неандертальцев появились какие-то представления о судьбе умершего после смерти, забота сородичей об умершем. Иначе говоря, поздние неандертальцы уже задумывались о жизни и смерти, выработали какие-то идеи о «том свете». Примерно в то же время неандертальцы устраивают в пещерах некие коллекции черепов и костей медведя, расположенных в определённом порядке. Это позволяет сделать вывод о зародившемся культе медведя. Следовательно, поздние неандертальцы начали размышлять, выражаясь сегодняшним языком, о трансцендентном.
Примерно около 40 тысяч лет до нашей эры в Европе появились кроманьонцы — люди, биологически такие же, как современный человек. По своему образу жизни они были вполне первобытны. Этот временной рубеж — 40 тыс. лет до нашей эры — в настоящее время принято считать началом палеолита. С него и принято в настоящее время начинать рассмотрение первобытной культуры.
Палеолит, как принято считать, продолжался до 12-го тысячелетия до нашей эры. В это время развиваются верования в трансцендентное. Появляются культовые женские статуэтки («палеолитические Венеры»), наскальные росписи в пещерах Франции, Испании, Урала. Изобретаются жилище, одежда, швейная игла, копьеметалка, гарпун, рыболовный крючок, жировой светильник с фитилём. Приручается собака.
Период с 12 тыс. лет до н.э. по 7 тысячелетие до н.э. — среднекаменный век, или мезолит. В это время люди овладевают скотоводством. Люди научились шлифовать и сверлить камень, что позволило делать топоры на рукоятке. Появляются лук и стрелы, лодки с вёслами, рыболовные сети, волокуши. Люди начинают делать инструменты (серпы) из кости и дерева, в которые вставляются небольшие (до 2,5 см) острые каменные лезвия — микролиты. На Ближнем Востоке появляется древнейший город — Иерихон (до 8 тысячелетия до н.э.). Уже в то время он был обнесён каменной стеной, по меньшей мере четыре метра высотой, с башней высотой приблизительно 8 метров.
С 7 тысячелетия до н.э. по 4 тысячелетие до н.э. на Ближнем Востоке продолжался новокаменный век, или неолит (в Европе 5-3 тысячелетия до н.э.).
В неолите повсеместно стала использоваться посуда из обожжённой глины (керамика), появились примитивные ткацкие станки, на которых стали ткать ткани из конопли, льна, шерсти. Широко распространилось сооружение домов из дерева, сырцового кирпича, а также землянок. Кремень начали добывать в шахтах. Зародилась металлургия (на Ближнем Востоке около 6000 лет до н.э.) — сначала обработка самородной меди холодной ковкой. Этот период часто называют меднокаменным веком. В это время появились парус, лошадиная сбруя, гончарный круг, колесо. Люди накопили определённые знания о звёздном небе, начали выделять созвездия, составлять первые календари. Появились навыки лечения ран, переломов, вывихов, применения лекарственных растений. Появились также первые попытки считать и передавать информацию с помощью пиктографического (картиночного) письма.
И самое главное: в это время (на Ближнем Востоке первые проявления относятся уже к IX тысячелетию до н.э.) происходит основополагающий процесс, подготовленный всем предшествовавшим развитием культуры, настолько важный, что его предложено называть «неолитической революцией» (В.Г. Чайлд). Её сущность — переход от хозяйствования присваивающего (охота, собирательство, рыболовство...) к производящему, то есть к скотоводству и, главным образом, земледелию. Правда, длительность этой революции — не десятилетия и даже не века, а десятки веков; тем не менее, по сравнению с предшествовавшими сотнями тысяч лет этот период достаточно краток, а итоги его поистине революционны. В ходе неолитической революции изменился весь образ жизни людей и сама основа дальнейшего развития культуры: человечество перешло к осёдлости. В результате появилась система постоянных поселений, некоторые из которых впоследствии стали городами. Именно города, как уже говорилось, являются центрами интенсивного развития культуры. Постоянное ускорение культурных процессов с этой поры становится заметным и всё время усиливается. Появляются города восточнее Иерихона, в Шумере и Месопотамии, становится крупнейшим торговым центром Чатал-Гуюк, начинается освоение долины Нила. Этим и заканчивается развитие первобытной культуры; далее появляется рабовладение и первые великие цивилизации древности.
Вопросы для самопроверки
Какие периоды принято выделять в первобытной эпохе?
Что такое синкретизм?
С чем связано начало изобразительной деятельности человека, какова её цель?
Что такое «неолитическая революция»?
Чем отличается хозяйствование потребляющее от производящего?
Каковы основные формы религиозных верований первобытного общества?
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126