9.5.1. Романтизм
Романтизм, строго говоря, не просто стиль в искусстве. Это интеллектуальное движение, процветавшее в Европе примерно с конца VIII до середины XIX веков. Европейское Просвещение подчеркивало роль разума в регулировании социальной жизни. Мыслители и художники Просвещения предполагали, что люди во все века и во всех странах одинаковы (отсюда их установка подражать лучшему из миров — древней Греции и Риму). Просвещение утверждало наличие универсальных стандартов в искусстве и адресовалось всем странам и народам, было космополитическим. Романтизм стал оппозицией Просвещению. Он придавал главное значение различиям, а не единообразию. Романтики верили в уникальность индивида, личности, определяемую жизненным опытом. При этом жизненный опыт индивида считался очень сильно зависимым от национального характера. Философы, художники, писатели и композиторы — романтики были погружены в историю своего века, и это привело к зарождению и развитию идей национализма.
В художественной культуре романтизм был прямой противоположностью классицизму с его канонами и требованиями завершённости, гармонии, равновесия. Романтизм воспевал несогласие, бунтарство, вечные поиски и борьбу. Романтики рассказывали о трагическом одиночестве героя, недовольного существующим обществом, сравнивающего это общество с идеалом и пытающегося идеал отыскать. Поиски идеала с трудом укладывались в реалии буржуазного общества. Романтизм был далёк от действительной жизни.
Романтизм родился в Германии и получил широчайшее развитие во Франции, в Англии.
Дух романтизма реализовался сначала в литературе. Корни немецкого романтизма лежат в движении 1770-1780 гг. «Штурм унд дранг» («Буря и натиск»), о котором уже говорилось ранее.
В последние годы XVIII столетия братья Август Вильгельм и Фридрих фон Шлегель сформулировали новаторские эстетические концепции. Эти концепции и стали ориентиром для первого поколения романтиков, известных как «ранние романтики». Под влиянием философа И. Г. Фихте ранние романтики были склонны к метафизике и мистицизму. Наиболее известными поэтами этого течения были Новалис и Людвиг Тик. Между 1802 и 1815 гг. в Гейдельберге зародилось второе поколение немецкого романтизма, куда относятся, Клеменс Брентано, Генрих Гейне, Адальберт фон Шамиссо и Э. T. A. Гофман.
Началом английского романтизма считаются лирические баллады Вордсворта10 и Колериджа11 (1798). Уильям Блейк, Вордсворт и Колеридж относятся к ранним романтикам. Их социальная философия отчетливо развивала религиозные аспекты, подчеркивая духовное развитие, а не прямое политическое действие. Более молодые романтики — Байрон12, Перси Биши Шелли и Джон Китс13. Наиболее известна лирическая поэзия английского романтизма, одним из самых ярких представителей которой был Байрон. Английский романтизм замечателен также своей прозой. Здесь доминируют три фигуры. Вальтер Скотт прославился как автор увлекательных романов. Скотт оказал всемирное влияние большее, чем любой другой британский автор-романтик, исключая, возможно, Байрона. Джейн Остен совершенствовала домашний роман, концентрирующийся на деталях характера и тщательно нюансированном диалоге. Мэри Шелли во «Франкенштейне» (1818) изобрела форму, которую мы знаем сегодня как научная фантастика.
Во Франции романтизм расцвёл поздно. Самые известные представители в литературе — Виктор Гюго14, Александр Дюма-отец15 и Альфред де Мюссе. Лирическая поэзия Альфонса де Ламартина, Мюссе и Гюго с её эмоциональностью и акцентами на личность была романтична и неизбежно вела к «Цветам зла» Чарльза Бодлера (1857), по-видимому, самому экстремальному выражению французского романтизма.
В Соединенных Штатах Америки романтизм никогда не был так влиятелен, как в Европе. Ближе всего к европейскому романтизму было творчество Ральфа Уолдо Эмерсона и Генри Дэвида Торо. В некотором смысле романтиками можно называть Натаниэля Хоторна, Генри Лонгфелло, Германа Мелвилла, Эдгара Аллана По и Уолта Уитмена.
В живописи развитие романтизма отмечено ростом престижа пейзажной живописи, происходившим с середины XVIII до середины XX века. В английской живописи самыми крупными живописцами века были Джон Констэбл и Дж. Тернер, которые известны также и как выдающиеся акварелисты. В пейзажах Констебла, практически современника Вордсворта и Колериджа, воплощен национальный дух. В картинах Тернера поражает индивидуальное восприятие природы, особенно мощных атмосферных эффектов. Английский романтик Вильям Блейк создавал синтетические работы. Это книги из гравюр, объединённых словом — стихами самого Блейка. Самая известная из этих книг — «Песни Невинности и Опыта» (1794), в которой появилось стихотворение «Тигр».
Самый большой немецкий живописец эпохи романтизма — Каспар Давид Фридрих. Его аллегорические пейзажи обладают задумчивой силой, столь же замечательной, как энергия Тернера. Часто упоминается загадочный «Крест в горах» Фридриха (1808), изображающий освещённый сзади лучами заходящего солнца силуэт замученного Христа на вершине покрытой редким сосняком горы. Эта картина считается в немецком искусстве своего рода рубежом. С ним сопоставим немецкий художник П. O. Рунге.
Во Франции романтизм проявился в исторической живописи (например, «Плот “Медузы”» Теодора Жерико, 1819). Жерико сильно повлиял на Эжена Делакруа, чьи яркие холсты на исторические и литературные темы, типа «Смерти Сарданапала» (1827-28), вероятно, лучше всего соответствуют общему понятию романтического искусства. Французский художник Ж. Грос прославлял победы Наполеона.
В Испании Франсиско Гойя показал ужасы войны в таких холстах, как «Третье мая 1808» (1814), и в сериях гравюр («Ужасы войны», «Капричос»).
Живописцы романтизма часто уходили от действительности в прошлое и в экзотические культуры. Это отразилось в разнообразии архитектурных стилей эпохи. Излюбленными объектами для художников стали руины, древние или специально сооружённые.
В музыке романтизм охватывает самый широкий диапазон. С начала XIX века композиторы стали использовать романтичные романы и драмы для создания опер и симфонических поэм. Например, роман В. Скотта «Невеста Ламмермура» (1819) лёг в основу сюжетов картины Делакруа (1821) и оперы Доницетти (1836). В музыке нашли выражение многие темы романтизма — культ молодости, индивидуализма, интенсивности и крайностей чувства, любовь к природе, одиночеству, национализму, идеализм.
Романтичную музыку отличают длинные, выразительные мелодии; красочная гармония и инструментовка; свобода и гибкость в ритме и обработке музыкальной формы. Многие композиторы решили восстановить музыкальные инструменты более ранних периодов. Тональность стала основным принципом организации музыки.
Первым поколением романтиков можно назвать Людвига Шпора, Карла Марию фон Вебера и Франца Шуберта. Второе поколение композиторов-романтиков было все рождено между 1803 и 1813: Гектор Берлиоз, Фредерик Шопен16, Михаил Иванович Глинка, Франц Лист17, Феликс Мендельсон18, Роберт Шуман19, Джузеппе Верди20 и Рихард Вагнер21. Романтизм в музыке продолжался примерно до конца XIX столетия.
Традиции романтизма использовали Иоганнес Брамс22, Антонин Дворжак23, Сезар Франк24, Камилл Сен-Санс25 и Пётр Ильич Чайковский26. Антон Брукнер, Иоганнес Брамс, Франк и Чайковский умерли в 1890-х, последнем десятилетии позднего романтизма. Поздние романтики типа Габриэля Форэ, Эдварда Грига, Густава Малера и Николая Римского-Корсакова связали романтизм со стилями современной музыки. Ярко выражен романтизм в сочинениях Сергея Рахманинова27 и Рихарда Штрауса28.
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126