8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
В обычном словоупотреблении термин «классическая музыка» обозначает «серьёзную музыку», в противоположность популярной или народной. Кроме того, «классическая музыка» обозначает определенный стиль и период в истории музыки, приблизительно около 1750 – 1825 гг., который следовал за эрой барокко и предшествовал романтизму. Крупнейшими мастерами были Кристоф Виллибальд Глюк, Франц Иозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт7 и Людвиг ван Бетховен8. Последние три композитора часто упоминаются как основатели «Венской классической школы».
Классический период видел появление и быстрый расцвет сонатной формы, первую зрелость симфонии, сольного концерта, фортепьянных сонат соло, струнного квартета и других форм камерной музыки. В это время был расширен в числе и в разнообразии инструментов оркестр, и фортепьяно вытесняло клавесин как самый популярный клавишный солирующий инструмент.
Один источник происхождения классического стиля может быть прослежен до примерно 1720 года, когда во Франции при Людовике XV стал популярным новый стиль архитектурного украшения, характеризовавшийся изящной деталировкой и применением искусственно или скульптурно обработанного продуманно камня. Этот стиль как бы был началом рококо (от французского слова rocaille — рокайль, означающего «работу каменщиков»). Стилю скоро начали подражать в Италии и Германии. Рококо оставил свой отпечаток в музыке в форме легких и тонких структур, щедро украшенных мелодий и изящной сентиментальности; это часто упоминается как стиль галант. Другой источник классического стиля — «чувствительный» или «сентиментальный стиль», появившийся в Германии около 1740 года. Он представлен, например, произведениями для клавишных инструментов Карла Филиппа Эмануэля Баха. Этот стиль был эмоционален, страстен, даже неистов.
В инструментальной музыке композиторы классического периода развивали новый тип мелодии, составленной из контрастирующих мелодических фрагментов, или мотивов. Эти мелодические фрагменты могли различными способами комбинироваться; ими манипулировали, что привело к возникновению техники разработки, важнейшему отличительному элементу зарождавшегося классического стиля. Полярность между мелодией и басом, которая была характерна для эры барокко, была отставлена; внутренние голоса стали мелодически важными, всегда полностью выписывалось четырёхголосие.
Наибольшее значение в классическом периоде приобрела сонатная форма. Эта музыкальная структура использовалась в симфониях, сонатах, концертах и камерных произведениях (почти неизменно в первой части, а иногда и в других частях). Сонатная форма разворачивается через три главных стадии: экспозицию, разработку и репризу. Экспозиция — контрастное сопоставление различных тем; разработка — их модификации путём расширения, комбинирования, фрагментации, драматической интенсификации с помощью тональных переходов; реприза — повторение основных тем, как правило, в главной тональности, но часто с большими гармоническими изменениями.
Среди первых работ непреходящей ценности, написанных в классическом стиле, следует назвать ранние симфонии и квартеты Гайдна9. Гайдн испытал влияние работ Джованни Баттиста Саммартини, Карла Филиппа Эммануэля Баха и Иоганна Стамица, основателя композиторской школы Мангейма. В последних и самых зрелых работах Гайдна, однако, очевидно влияние Моцарта.
Существенная характеристика классической музыки — баланс между содержанием музыки и формой, в которой оно выражено. В этом отношении Моцарт пошел дальше Гайдна, объединив глубину выражения с совершенством формы своих работ. Кроме того, Моцарт очистил и соединил стили итальянских и немецких композиторов, создав индивидуальный стиль, который фактически синтезировал все главные достижения своей эпохи.
Бетховен, работая прежде всего в инструментальных формах, начал сочинять в классическом стиле. В своих поздних работах он исследовал другие средства выражения. Более того, последние пять струнных квартетов Бетховена сопротивляются классификации их как классических или романтичных. В них глубина чувства, интенсифицированная техника мелодического развития и выразительность контрапункта соединились в таком единстве, что возникли величайшие шедевры мировой музыки.
В опере к середине XVIII столетия изменилось соотношение музыки и драмы. Возникла потребность вернуть поэзии её центральное место, удалить лишнюю вокальную акробатику и подчеркнуть драматическую линию. Соответствующие преобразования начали многие композиторы. В числе первых были Никколо Джомелли и Томмазо Траетта (1727-79), но успеха достиг Глюк. Он преуспел в создании международного стиля, который оставался влиятельным в течение всего классического периода. Для нового классического стиля характерна, по словам Глюка, «красивая простота» в музыке. Она и воцарилась в классической опере, особенно у Глюка, а также в операх Луиджи Керубини и Гаспаро Спонтини.
Достигли пика развития тогда же и несколько форм более легкой оперы. Такова итальянская опера буффа, видными композиторами который были Джованни Паизьелло и Никколо Пиччинни. Другими формами была французская опера комик, чьими ведущими композиторами был Франсуа Андр Даникан-Филидор и Андр Эрнест Модест Джетри, и английская балладная опера, основным композитором которой был Томас Арн.
Классическую оперу довёл до совершенства Моцарт. Его мелодический дар, острое драматическое чувство, умение строить ансамбли, безупречное ощущение формы позволили ему создать музыку, не превзойденную никем и никогда.
Классический период в музыке совпал с двумя важными событиями: появлением и распространением публичных концертов и эмансипацией музыканта как художника. Начиная с Бетховена, музыканты признавались публикой как независимые творцы и исполнители. Теперь они для признания не нуждались в покровительстве правителей или должностных лиц.
Музыкальный язык классической музыки Просвещения стал на многие века основой европейской музыки.
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126