16. Фламандская живопись 17 в. Крупнейшие живописцы Фландрии: Ван Дейк, я Йорданс, ф. Снейдерс
Мастера Фландрии.
Антон Ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями. В в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена , писавшего картины на мифологические темы. К ранним работам относится его Автопортрет, отличающийся изяществом и элегантностью. Создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон, Св. Матфей. Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Позже Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской. Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: Коронование терновым венцом; Поцелуй Иуды; Несение креста; Св. Мартин и нищие, Мученичество св. Себастьяна. В конце 1620 — начале 1621 г. Ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном в Генуе. Жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I./ портрет карла на охоте. Король посвятил его в рыцари, а позже пожаловал ему статус королевского художника. Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне, погребен в соборе св. Павла.
Франс Снейдерс называют «Рубенсом натюрморта», настолько ярок его вклад в традицию этого жанра фламандской живописи. Творчество Снейдерса ограничено достаточно узким кругом тем: по преимуществу это сцены охоты и натюрморты. Свойственная ему яркая пестрота красок, четкость и точность изображения, а также некоторая жесткость и суховатость присущи многим картинам молодого Снейдерса, таким, как натюрморты с плодами и цветами и «Птичий концерт». Именно Рубенс помог Снейдерсу найти пути на которых со всей силой мог раскрыться его талант. Он не раз поручал художнику выполнять в своих картинах изображения фруктов и цветов. («охоты» Рубенса, его эскиз с рыбной лавкой, от которого, очевидно, исходил Снейдерс в своих «лавках»). Картины художника часто составляли целые серии, предназначенные для украшения больших дворцовых интерьеров (Рыбная, Фруктовая и Овощная лавки. «Натюрморт с лебедем»). Изображая целые груды фруктов и овощей, рыб, морских животных, дичи, он остается верен природе и точен в передаче каждой детали и частности. На его полотнах встречаются порой редкие и экзотические, но невыдуманные породы рыб или животных. Не прибегая к большому разнообразию красок, он , улавливает тон близких по цвету предметов и оживляет картины одним точными пятнами (одежда торговцев, куски разрезанной рыбы). Движение людей, а также введенных в картины кошек, собак, нерп и других животных существ вносит в произведения еще большую динамику.
Якоба Иорданс. Начал Иорданс с декоративных росписей, был связан с мастерской Рубенса, у которого был помощником. В его картинах интерес к повседневности неотделим от наивной веры в чудеса. Иорданс писал алтарные образы, картины на мифологические темы. Для картин Иорданса раннего периода: «Поклонение пастухов», «Четыре евангелиста» и «Воспитание Юпитера» — характерны выбор грубоватых простонародных типов. Своих героев он находил в народной толпе, в деревнях, в ремесленных кварталах. Художник запечатлевает их крупные, неуклюжие фигуры, их своеобразные нравы и обычаи. Он часто черпает сюжеты своих картин в пословицах, поговорках, баснях. В картине «Сатир в гостях у крестьянина» сюжет заимствован из басни Эзопа. Художник рассказывает о дружбе крестьянина со сказочным жителем лесов — сатиром. Своеобразие творчества Иорданса ярче проявляется в больших, жанровых, крупнофигурных композициях. «Праздник бобового короля». Шумное веселье охватило людей всех возрастов, Все наполнено подлинной радостью, здоровьем и удовлетворенной жизнью. Фигуры у Иорданса крупные, тяжелые; они громоздятся, тесно набивают пространство картины. С начала 40-х в его картинах появляются черты условности, идеализации, внешняя эффектность композиционных построений в стиле барокко, живописная манера становится более сглаженной («Поклонение волхвов»). Художник выполнял по заказам церквей большие алтарные композиции. Также писал портреты: «Семья Иорданс», «Диоген». После смерти Рубенса и Ван Дейка Иорданс остается главой фламандской школы живописи.
- 1. Периодизация и виды искусства Древнего Египта: архитектура, скульптура, рельефы и росписи.
- 3. Искусство Римской империи: архитектура, живопись, скульптура.
- 4.Искусство средневековья 10-14 вв. Романский и Готический стили в искусстве Западной Европы: особенности архитектуры и крупнейшие памятники.
- 5. Характеристика Итальянского возраждения. Архитектура и скульптура возрождения в Италии (Брунеллески, Альберти, Броманте, Палладио, Донателло, Гиберти).
- 6. Леонардо да Винчи - основоположник ис-ва Высокого Возрождения.
- 7. Эстетический идеал эпохи Возрождения в творчестве Рафаэля.
- 8. Жизнеутверждающий пафос и тема борьбы в творчестве Микеланджело.
- 9. Мастера венецианского Возрождения. Творчество Тициана.
- 10. Особенности северного Возрождения: Нидерланды тв-во я. Ван Эйка, и. Босха, п. Брейгеля.
- 11. Альбрехт Дюрер - художник немецкого Возрождения.
- 12. Итальянское Барокко: основные виды и этапы развития . Архитектура и скульптура барокко (Дж. Дела Порта, ф. Боромини)
- 13. Творчество Бернини: архитектура, скульптура
- 14. Караваджо - основоположник реализма 17 века. Специфика его художественного языка.
- 15. Рубенс: Жизнь и творчество
- 16. Фламандская живопись 17 в. Крупнейшие живописцы Фландрии: Ван Дейк, я Йорданс, ф. Снейдерс
- 17. Изобразительное ис-во Испании 17 в. : Эль Греко. Испанский реализм - х. Рибера, ф . Сурбаран
- 18. Веласкес: портреты, исторические картины, поздние произвед мастера
- 19. Н. Пуссен - основополжник классицизма в европейской живописи 17 века.
- 20. Классицизм в ис-ве Франции 17-18 веков. Ансамбль Версаля. Скульптура классицизма э.М. Фальконе, ж.А. Гудона
- 21. Мастера бытового жанра в Голландии 17в. Г. Терборх, п. Де Хох, Ян Стен, г. Метсю
- 22. Дельфтская школа. Творчество Яна Вермеера Дельфтского
- 23. Голландский натюрморт 17 в. П.Класс, в. Хейда, в Кальв, а. Бейерен
- 24. Рембрант Херменс ван Рейн. Портреты, картины на античные и библейские сюжеты.
- 25. Французская живопись 18 века. Общая характеристика стиля рококо. Ф. Буше
- 26. Антуан Ватто и развитие "галантного жанра" во Франции.
- 27. Ж.Б. Шарден и демократизм его искусства.
- 28. Итальянская живопись 18 века. Тв-во Дж. Тьеполо. Архитектура ведута: ф. Гварди, а. Каналетто
- 29. Английский живописец у. Хогарт - основоположник критического реализма.
- 30. Английская школа портрета. Тв-во Дж. Рейнолдса и т. Гейнсборо.
- 32. Искусство Испании к18 н19 . Творчество Гойи: портреты, графические серии, исторические произведения.
- 33. Французская живопись конца 18- начала 19 вв. Классицизм Давида, Энгра.
- 34. Романтизм в искусстве Франции 19 в т. Жерико- вождь романтизма. Э. Делакруа. – особенности живописной системы.
- 35. Реалистическое направление в искусстве Франции 19 в. : Барбизонская школа, о. Домье, ф. Милле, г. Курбе.
- 36. Эстетика и живописная система импрессионизма: Клод Моне, о. Ренуар, э. Дега, Писсарро, а. Сислей
- 37 Французский постимпрессионизм. П. Сезанн, Ван Гог, п. Гоген, а. Тулуз-Лотрек.
- 38. Стиль Модерн и его основные представители в европейском искусстве рубежа 19 -20 вв (франция, англая, германия, бельгия – архитектура, живопись, прикладное искусство)
- 39. Художественная культура западной Европы 1 пп 20 века. Основные направления авангарда: фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм.
- 40. Архитектуры в ис-ве 1-й половины 20 в. Культ урбанизации. Ш. Корбюзье.
- 1. Дизайн, как особый вид художественно-проектной деятельности. Его место в освоении человеком окружающего мира. Виды дизайна.
- 2. Признаки дизайна.
- 5. Промышленная революция в Европе. Переход на массовое производство товаров.
- 6. Научно-технические открытия и изобретения. 18-19 век
- 9. Стилевые направления и кризис индустриального формообразования в конце 19 века.
- 10. Первые теории дизайна. Земпер, Рескин, Моррис.
- 13. Германский Веркбунд
- 16. Вхутемас и вхутеин
- 17. Европейский дизайн между 2мя войнами. Арт-деко в Европе и Америке.
- 18.Всемирный экономический кризис и появление проф. Дизайна в АмерикеРазвитие американского дизайна в 30-40-х гг..
- 19.Послевоенный стиль в Европе и Амер.