13. Германский Веркбунд
Переход от ручного труда к промышленному производству в Германии произошел
В 1862(на 100 лет позже, чем в Англии и Франции).
Особое значение для развития теории дизайна представляет творчество венского архитектора Лооса. Приверженец рационализма и ярый противник украшательств.
Выступил с критикой орнаментализма и начал всемирную борьбу с венским Сецессионом. После окончания института уезжает на 3 года в США, где знакомится с лучшими постройками Чикагских школ. Его 1-ые интерьерные работы показали стремление
к строгой простоте. «Нет ничего более отвратительного, чем вещь, рассчитанная на
кратковременное использование, но производящая впечатление долговечной».
Радикальное убеждение Лооса о культе машин, об отказе нефункциональности
украшений привело к созданию немецкого производственного союза Веркбунда.
На рубеже XX века бурное стремление эстетического развития. Выставка Анри Ван де Вельде вызвала большую сенсацию. В Германии и Австрии стали возникать новые течения в Архитектуре
- Заимствование из других стран
-Устраивались выставки художественного авангарда
-Приглашались выдающиеся иностранные архитекторы
В 1907 г. в Мюнхене, в целях повышения качества промышленной продукции, был
создан Германский Веркбунд, объединивший ряд художественно-промышленных
мастерских, небольших производственных и торговых предприятий, художников и архитекторов.
ВЕРКБУНД - (нем. Werkbund от Werk - работа, производство и Bund - союз, объединение) - художественно-промышленный союз, объединение художников, архитекторов, ремесленников, предпринимателей и торговцев. Основан в Германии в 1907 г. с целью поддержки и развития прикладного искусства, художественных ремесел и нового «промышленного искусства», или дизайна, призванного повысить качество массовой промышленной продукции.
- Германский Веркбунд происходил под влиянием английского «движения за связь
искусств и ремесел»
- ориентировался на современные условия промышленного производства; был
противником машин
- цель: « Индустриальное формообразование во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслами»
- Немецкие товары должны были снова стать конкурентоспособными на мировом рынке
- Промышленные товары должны стать оформленными по художественным требованиям, качественными, простыми и доступными для бюджета семьи рабочих.
- В 1908 г. – в Германском Веркбунде 489 человек, в 1912-м меньше 1000, начало 30-х- 3 тысячи.
Постепенно в сфере Германского Веркбунда оказались почти все немецкие архитекторы
и художники, признавшие современное промышленное производство XX века основой для художественного творчества
- Через 3 года после создания уже выступал на международных выставках
- 1914 на выставке в Кельне достиг особого влияния. Были представлены мебель и модель
фабрики из стекла и стали В. Гропиуса
- Почти с самого начала среди членов Веркбунда были противоречия:
1. Вопрос о типизации изделий –только в таких условиях можно создать недорогие
серийные изделия.
2. Защита индивидуального творчества проектировщика.
После 1-ой мировой войны (август-1914г.) Веркбунд обратился к строительству
квартир для рабочих и проектирование недорогих предметов обстановки.
-. Выпускался журнал «Die Form» (нем. «Форма»), пропагандировавший идеи рационализма, конструктивизма и функционализма в разных видах искусства, прежде всего в архитектуре, оформлении интерьера и мебели. Осуществлялись попытки совместной работы дизайнеров с промышленниками и торговцами, обеспечения авторских прав на образцы промышленного производства. В Союз принимались только авторитетные мастера, и покупатель был информирован о том, что, хотя он приобретает вещь, изготовленную промышленным способом, она несет в себе качества уникального художественного произведения
Веркбунда участвовали выдающиеся архитекторы-реформаторы: П. Беренс, В. Гропиус, Ле Корбюзье, Л. Мис Ван дер РОЭ (сравн. Баухауз). В 1914 г. Германский и Австрийский Веркбунд провели большую совместную выставку в Кёльне. Но война, последующая инфляция и экономическая депрессия остановили многие начинания. Только в 1920-х гг. деятельность Веркбунда возобновилась. В 1924 г. Веркбундом организована выставка промышленных изделий под названием «Form ohne Ornament» (нем. «Форма без орнамента»), означавшая полную победу функционализма. С приходом к власти нацистов в 1933 г. Веркбунд был упразднен. Воссоздан в Дюссельдорфе в 1947 г.
14. Петер Беренс и художественный стиль компании АЭГ.
Особое место в развитии теории предметного тв-ва в Германии , внедрении ис-ва в промышл. произ-во заним. Петер Беренс. Крупнейший немецкий и арх-р, один из основоположников современного дизайна.
- один их основателей Мюнхенского Сецессиона,
- занимался формообр-м промышл. продукции,
-входил в группу Германского Веркбунда,
-занял пост худ-го директора концерна АЭГ (АЭГ занимала одну из ключевых позиций в мире, производила динамо-машины, турбины, электроприборы для домашнего хоз-ва; АЭГ было оснащено самым и современными машинами; АЭГ- всемирная электротехн. компания) АЭГ быстро становилась сверхмонополией с развитой сетью предприятий, банков, холдингов. В 1910 г. предприятия АЭГ насчитывали более 70000 служащих. На посту худ директора АЭГ Беренс активно занимается проектной деятельностью.
-разраб. общий художественный стиль компании, проектирует каталоги, прейскуранты, электроприборы, выставочные стенды, производственные здания и квартиры для рабочих,
-. Особый упор он делал на потребительские свойства изделий, используя чистые геометрич. фигуры, в сочетании с простой , но изысканной отделкой, Беренс открыл новый мир красоты технических продуктов (чайник из элемента кухонной утвари, стал украшением столового буфета)- разнообразная для АЭГ программа являлась по сути одной из первых программ «фирменного стиля» получивших в последствии широкое распространение, и явл. сегодня одним из ведущих инструментов дизайнерс. деят-ти.
-Деят-сть Беренса в концерне АЭГ была прервана 1-й мир. войной
- 1922 –Беренс покинул Берлин и стал директором архитектурной школы при Венской Академии,
-в 30-х гг – руководитель архитектурного отделения Прусской Академии ис-ва в Берлине.
15. Баухаус в Германии. Его значение для развития дизайна. "Баухауз".Баухауз – крупнейшее явление в мировой художественной культуре, широко известная архитектурно-художественная школа, одна из основоположников современного формообразования в дизайне.
Возникновение и становление Баухауза тесно связана с общественным переворотом, начавшимся в конце 1-й Мировой войны.
1919 – основание Баухауза, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис --- стремление страны стать конкурентно способными в промышленной продукции --- поиск нового формообразования промышленных товаров.
Баухауз был образован на основе слияния Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств как государственное заведение нового типа.
.
Основателем и первым директором был архитектор Вальтер Гропиус. Его замысел в единении в одной школе изобразительного и прикладного искусства в совокупности с архитектурой. Цель: 1.отказ от салонного искусства, возврат к ремеслу и прикладное обучение, как основа образования. 2.синтез всех художественно производственных дисциплин в общее художественное производство «большой дом».
Обучение начиналось с вводного курса:
-пробудить творческие силы
-выбор профессии, материала
-познакомить с основами композиции.
Работа в мастерских:
-органическое формообразование
-подготовка к сдаче экзаменов на звание подмастерья и мастера
-участие в личных работах мастеров-преподавателей
-выполнение самостоятельных договорных заказов.
В процессе обучения закладывались принципы функционализма, как нового подхода к проектированию. Особое требование – знание производственного процесса.
После 6 лет пребывания в Вайморе, политическая борьба 20-х и условиях империалистической Германии привела к изгнанию Баухауза в Дессоу. Здесь Гропиус строит новое здание Баухауз – одно из выдающихся своих архитектурных произведений. В образовании – более близкий контакт с промышленностью. В результате политической обстановки в стране вместо Гропиуса директором становиться Майер, который после увольнения уехал в СССР. При Майре:
-большое внимание уделялось архитектуре
-политические и социальные идеи революционного рабочего движения.
После него новым директором стал М.Роэ ( исключил политическую деятельность, ограничил работу мастерских, академическая форма обучения).
Но и в Дессоу через 7 лет захватившие городскую власть нацисты вытесняют Баухауз. Реакция в Германии усилилась, и Баухауз был закрыт. Роэ попытался сделать его частной школой и переехал в Берлин вместе со студентами и преподавателями. 1933 – под предлогом коммунистической литературы, преподаватели и студенты отправлены в милицию. 20 июня совет педагогов закрывает Баухауз.
Наиболее известные произведения Баухауза в области архитектуры и дизайна: дом «Ам Хорн» в Ваймере, здание Баухауза, ряд жилых домов.
Модернистические скульптуры Шлиммера и абстрактная живопись Кандинского.
Баухауз – один из основоположников современного формообразования в дизайне. Пропагандировали простату и рациональность форм. Красота и художественная выразительность и их практичная полезность.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Периодизация и виды искусства Древнего Египта: архитектура, скульптура, рельефы и росписи.
- 3. Искусство Римской империи: архитектура, живопись, скульптура.
- 4.Искусство средневековья 10-14 вв. Романский и Готический стили в искусстве Западной Европы: особенности архитектуры и крупнейшие памятники.
- 5. Характеристика Итальянского возраждения. Архитектура и скульптура возрождения в Италии (Брунеллески, Альберти, Броманте, Палладио, Донателло, Гиберти).
- 6. Леонардо да Винчи - основоположник ис-ва Высокого Возрождения.
- 7. Эстетический идеал эпохи Возрождения в творчестве Рафаэля.
- 8. Жизнеутверждающий пафос и тема борьбы в творчестве Микеланджело.
- 9. Мастера венецианского Возрождения. Творчество Тициана.
- 10. Особенности северного Возрождения: Нидерланды тв-во я. Ван Эйка, и. Босха, п. Брейгеля.
- 11. Альбрехт Дюрер - художник немецкого Возрождения.
- 12. Итальянское Барокко: основные виды и этапы развития . Архитектура и скульптура барокко (Дж. Дела Порта, ф. Боромини)
- 13. Творчество Бернини: архитектура, скульптура
- 14. Караваджо - основоположник реализма 17 века. Специфика его художественного языка.
- 15. Рубенс: Жизнь и творчество
- 16. Фламандская живопись 17 в. Крупнейшие живописцы Фландрии: Ван Дейк, я Йорданс, ф. Снейдерс
- 17. Изобразительное ис-во Испании 17 в. : Эль Греко. Испанский реализм - х. Рибера, ф . Сурбаран
- 18. Веласкес: портреты, исторические картины, поздние произвед мастера
- 19. Н. Пуссен - основополжник классицизма в европейской живописи 17 века.
- 20. Классицизм в ис-ве Франции 17-18 веков. Ансамбль Версаля. Скульптура классицизма э.М. Фальконе, ж.А. Гудона
- 21. Мастера бытового жанра в Голландии 17в. Г. Терборх, п. Де Хох, Ян Стен, г. Метсю
- 22. Дельфтская школа. Творчество Яна Вермеера Дельфтского
- 23. Голландский натюрморт 17 в. П.Класс, в. Хейда, в Кальв, а. Бейерен
- 24. Рембрант Херменс ван Рейн. Портреты, картины на античные и библейские сюжеты.
- 25. Французская живопись 18 века. Общая характеристика стиля рококо. Ф. Буше
- 26. Антуан Ватто и развитие "галантного жанра" во Франции.
- 27. Ж.Б. Шарден и демократизм его искусства.
- 28. Итальянская живопись 18 века. Тв-во Дж. Тьеполо. Архитектура ведута: ф. Гварди, а. Каналетто
- 29. Английский живописец у. Хогарт - основоположник критического реализма.
- 30. Английская школа портрета. Тв-во Дж. Рейнолдса и т. Гейнсборо.
- 32. Искусство Испании к18 н19 . Творчество Гойи: портреты, графические серии, исторические произведения.
- 33. Французская живопись конца 18- начала 19 вв. Классицизм Давида, Энгра.
- 34. Романтизм в искусстве Франции 19 в т. Жерико- вождь романтизма. Э. Делакруа. – особенности живописной системы.
- 35. Реалистическое направление в искусстве Франции 19 в. : Барбизонская школа, о. Домье, ф. Милле, г. Курбе.
- 36. Эстетика и живописная система импрессионизма: Клод Моне, о. Ренуар, э. Дега, Писсарро, а. Сислей
- 37 Французский постимпрессионизм. П. Сезанн, Ван Гог, п. Гоген, а. Тулуз-Лотрек.
- 38. Стиль Модерн и его основные представители в европейском искусстве рубежа 19 -20 вв (франция, англая, германия, бельгия – архитектура, живопись, прикладное искусство)
- 39. Художественная культура западной Европы 1 пп 20 века. Основные направления авангарда: фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм.
- 40. Архитектуры в ис-ве 1-й половины 20 в. Культ урбанизации. Ш. Корбюзье.
- 1. Дизайн, как особый вид художественно-проектной деятельности. Его место в освоении человеком окружающего мира. Виды дизайна.
- 2. Признаки дизайна.
- 5. Промышленная революция в Европе. Переход на массовое производство товаров.
- 6. Научно-технические открытия и изобретения. 18-19 век
- 9. Стилевые направления и кризис индустриального формообразования в конце 19 века.
- 10. Первые теории дизайна. Земпер, Рескин, Моррис.
- 13. Германский Веркбунд
- 16. Вхутемас и вхутеин
- 17. Европейский дизайн между 2мя войнами. Арт-деко в Европе и Америке.
- 18.Всемирный экономический кризис и появление проф. Дизайна в АмерикеРазвитие американского дизайна в 30-40-х гг..
- 19.Послевоенный стиль в Европе и Амер.