25. Французская живопись 18 века. Общая характеристика стиля рококо. Ф. Буше
Рококо (рокайль – декоративный мотив в форме раковины), направление в искусстве 1-й половины 18 в. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы. Распространяясь в зодчестве других стран Европы, рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Преимущественно декоративный характер имела богатая переливами цвета и одновременно блеклая по колориту живопись рококо (картины Буше, Фрагонара). В скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора.
Характер искусства рококо и широту сфер его распространения отражает творчество Франсуа Буше (1703-1770). Художник был сыном живописца, прошедшим выучку у очень хорошего мастера Франсуа Лемуана. Хорошей школой в начале пути стало исполнение 125 гравюр по рисункам Ватто. В 1723 г. Буше награжден первой премией Французской Академии, а через 4 года получил Римскую премию, дающую право стажировки в Италии. Членство в Парижской Академии (1734) утверждает его статус как признанного художника, а в конце жизни (с 1765) он занимает пост ее директора. Буше публикует альбомы «Книга фонтанов» (1736) и «Китайские мотивы» (1740).
Значителен объем выполненных Буше монументально-декоративных работ – это обязательная сторона творчества мастера рококо. Художник украшает интерьеры дворцов Версаля и Шуази, отеля Субиз (1738), дворца Марли и Стокгольмского дворца (1747).
Буше работает и в области театрального искусства – создает декорации для оперных спектаклей (1742-1748) и расписывает веера.
Еще одна специализация рокайльного художника – создание картонов (эскизов) для тканых ковров – гобеленов. Буше занимает пост художественного руководителя мануфактуры Гобелена (имя владельца, ставшее названием изделий), делает эскизы для шпалерной мануфактуры Бове (1755-1763). Интересны его картины для серии шпалер «Любовь богов». Он выступает и как скульптор, выполняя модели статуэток для Севрской мануфактуры фарфора (1752-1765). Влияние его на этот жанр будет сказываться долгие годы.
С 1765 г. Франсуа Буше назначается Людовиком XV на должность главного художника короля и в этом качестве дает уроки рисования всесильной фаворитке монарха маркизе де Помпадур.
Если еще к этому добавить иллюстрирование книг (Буше оформлял произведения Мольера), то круг невероятно широких возможностей мастера можно замкнуть. В его творчестве отчетливо проступает декоративный характер искусства рококо, мыслящий свое существование только в синтетическом единстве живописи, скульптуры и архитектуры. Поэтому исследователи подчеркивают интерьерно-оформительский, а не музейно-коллекционный успех искусства Буше. Вступая в ансамблевый хор строителей дворцов, Буше хорошо умел подчинить свою манеру общему стилю коллективного творчества.
Выдающимся образцом такого рода совместной работы архитекторов, скульпторов, художников является ансамбль отеля Субиз в Париже (2-я пол. 1730-х гг.). Имена этих выдающихся мастеров – архитектор Бофран, скульпторы Аданы и Лемуан, живописцы Буше, Тремольнр, Ванлоо, Натуар. Салон принцессы, или овальный зал второго этажа, показателен с точки зрения использования характерный стилистических приемов. В композиции интерьера чередуются большие арочные окна с дверями и зеркалами той же формы и высоты. Эффект использования зеркал здесь несколько иной, чем в зеркальной галерее королевского дворца в Версале 17 в. Если там отражающие поверхности создают иллюзию увеличения пространства, то в овальном зале – иллюзию открывающего пространства, причем умножающаяся асимметрия проемов делает Салон похожим на садовую беседку. Впечатление легкости и изящества подчеркивают изысканные светлые тона интерьера – преобладает белый цвет с розовой и нежно-голуюой окраской.
Живопись: Буше считал себя учеником Ватто, хотя работы его лишены всякого психологизма и глубины, присущих Ватто, они совершенно внешние и поверхностные. Надо отметить, что Буше был модным и преуспевающим живописцем, пользовавшимся покровительством мадам де Помпадур. Он создал типический вариант придворного рокайля, легковесного и манерного. Он писал пасторальные сцены с жеманными псевдопастухами и псевдопастушками, эротические сцены, пухленьких обнаженных прелестниц под видом Венер и Диан, сельские пейзажи – к.-н. заброшенные мельницы и поэтические хижины, не лишенные интимной привлекательности, но все это было похоже на театральные декорации. Буше любил пикантные детали и игривые двусмысленности. Использовал светлые нежные краски (розовые, бледно-зеленые, дымчато-голубые). Манера суха, фактура матово-гладкая, нет перетекания, вибрации, глубины тонов, оттенки локализуются и изолируются как самостоятельные цвета.
Жеманные сценки: «Венера, утешающая Амура»; «Тет-а-тет» (графика); «Осенняя пастораль»; «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» и др.
Отдельно: «Мадам де Помпадур» (т.к. портреты почти не писал).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Периодизация и виды искусства Древнего Египта: архитектура, скульптура, рельефы и росписи.
- 3. Искусство Римской империи: архитектура, живопись, скульптура.
- 4.Искусство средневековья 10-14 вв. Романский и Готический стили в искусстве Западной Европы: особенности архитектуры и крупнейшие памятники.
- 5. Характеристика Итальянского возраждения. Архитектура и скульптура возрождения в Италии (Брунеллески, Альберти, Броманте, Палладио, Донателло, Гиберти).
- 6. Леонардо да Винчи - основоположник ис-ва Высокого Возрождения.
- 7. Эстетический идеал эпохи Возрождения в творчестве Рафаэля.
- 8. Жизнеутверждающий пафос и тема борьбы в творчестве Микеланджело.
- 9. Мастера венецианского Возрождения. Творчество Тициана.
- 10. Особенности северного Возрождения: Нидерланды тв-во я. Ван Эйка, и. Босха, п. Брейгеля.
- 11. Альбрехт Дюрер - художник немецкого Возрождения.
- 12. Итальянское Барокко: основные виды и этапы развития . Архитектура и скульптура барокко (Дж. Дела Порта, ф. Боромини)
- 13. Творчество Бернини: архитектура, скульптура
- 14. Караваджо - основоположник реализма 17 века. Специфика его художественного языка.
- 15. Рубенс: Жизнь и творчество
- 16. Фламандская живопись 17 в. Крупнейшие живописцы Фландрии: Ван Дейк, я Йорданс, ф. Снейдерс
- 17. Изобразительное ис-во Испании 17 в. : Эль Греко. Испанский реализм - х. Рибера, ф . Сурбаран
- 18. Веласкес: портреты, исторические картины, поздние произвед мастера
- 19. Н. Пуссен - основополжник классицизма в европейской живописи 17 века.
- 20. Классицизм в ис-ве Франции 17-18 веков. Ансамбль Версаля. Скульптура классицизма э.М. Фальконе, ж.А. Гудона
- 21. Мастера бытового жанра в Голландии 17в. Г. Терборх, п. Де Хох, Ян Стен, г. Метсю
- 22. Дельфтская школа. Творчество Яна Вермеера Дельфтского
- 23. Голландский натюрморт 17 в. П.Класс, в. Хейда, в Кальв, а. Бейерен
- 24. Рембрант Херменс ван Рейн. Портреты, картины на античные и библейские сюжеты.
- 25. Французская живопись 18 века. Общая характеристика стиля рококо. Ф. Буше
- 26. Антуан Ватто и развитие "галантного жанра" во Франции.
- 27. Ж.Б. Шарден и демократизм его искусства.
- 28. Итальянская живопись 18 века. Тв-во Дж. Тьеполо. Архитектура ведута: ф. Гварди, а. Каналетто
- 29. Английский живописец у. Хогарт - основоположник критического реализма.
- 30. Английская школа портрета. Тв-во Дж. Рейнолдса и т. Гейнсборо.
- 32. Искусство Испании к18 н19 . Творчество Гойи: портреты, графические серии, исторические произведения.
- 33. Французская живопись конца 18- начала 19 вв. Классицизм Давида, Энгра.
- 34. Романтизм в искусстве Франции 19 в т. Жерико- вождь романтизма. Э. Делакруа. – особенности живописной системы.
- 35. Реалистическое направление в искусстве Франции 19 в. : Барбизонская школа, о. Домье, ф. Милле, г. Курбе.
- 36. Эстетика и живописная система импрессионизма: Клод Моне, о. Ренуар, э. Дега, Писсарро, а. Сислей
- 37 Французский постимпрессионизм. П. Сезанн, Ван Гог, п. Гоген, а. Тулуз-Лотрек.
- 38. Стиль Модерн и его основные представители в европейском искусстве рубежа 19 -20 вв (франция, англая, германия, бельгия – архитектура, живопись, прикладное искусство)
- 39. Художественная культура западной Европы 1 пп 20 века. Основные направления авангарда: фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм.
- 40. Архитектуры в ис-ве 1-й половины 20 в. Культ урбанизации. Ш. Корбюзье.
- 1. Дизайн, как особый вид художественно-проектной деятельности. Его место в освоении человеком окружающего мира. Виды дизайна.
- 2. Признаки дизайна.
- 5. Промышленная революция в Европе. Переход на массовое производство товаров.
- 6. Научно-технические открытия и изобретения. 18-19 век
- 9. Стилевые направления и кризис индустриального формообразования в конце 19 века.
- 10. Первые теории дизайна. Земпер, Рескин, Моррис.
- 13. Германский Веркбунд
- 16. Вхутемас и вхутеин
- 17. Европейский дизайн между 2мя войнами. Арт-деко в Европе и Америке.
- 18.Всемирный экономический кризис и появление проф. Дизайна в АмерикеРазвитие американского дизайна в 30-40-х гг..
- 19.Послевоенный стиль в Европе и Амер.