18. Веласкес: портреты, исторические картины, поздние произвед мастера
Веласкес, реал портрет. Веласкес (1599—1660) — один из первых мастеров валерной живописи (используя множество полутонов). Серые тона его картин переливаются множеством, оттенков, черный — легок и прозрачен. В ранний период творчества он близок к караваджизму, изображая сцены жизни простых людей в реальной обстановке, в кухнях, среди скромной утвари и провизии («Завтрак», «Водонос»). В 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид; он получает место придворного живописца короля Филиппа IV. Тип портрета католич короля: -состояние неподвижности; - на лице не должно быть теней;-сдержанность в цвете (черн цвет). В портрете Филиппа IV безупречно точно передано его холодное лицо с бесстрастным взглядом. 1630-е и 1640-е гг Во время расцвета портретного творчества В. создает парадные портреты короля и его семьи, сановников, кардиналов, аристократов, художников, придворных дам, шутов. Светские модели В. сдержанно торжественны, их душевные порывы глубоко запрятаны, эмоции не выражаются внешне, но тем разнообразнее и глубже обрисованы их характеры - противоречивые и сложные. С мягким и вдумчивым гуманизмом изображал В. шутов. Он увидел в обиженных природой людях не только их физическое уродство, но и большую духовную силу и красоту («Дон Себастьян де Морро»). Поехав в Италию, В. создал пейзажные этюды, пронизанные солнцем, воздухом, и шедевр портретного творчества В. - «Портрет Иннокентия 10» (папа в кресле в спокойной и несколько торжественной позе, вглядываясь в зрителя сверлящим взглядом. В. раскрывает всю сложность человеческого характера, изображая человека хитрого и умного, властного и жестокого сильного и слабого одновременно. Мастерство, с каким Веласкес уловил тончайшую градацию оттенков красного, противопоставил эту гамму белому, окружил фигуру мерцающим светом и трепещущей воздушной средой, - до сих пор вершина живописного искусства). По возвращению на родину В. создал ряд женских портретов («Портрет Марии-Терезы»). Портреты инфанты Маргариты построены на тонко найденных сочетаниях розовато-серых, бледно-жёлтых и глубоких зелёных тонов и изумительны по богатству передачи
Исторические произведения Веласкеса. Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию. Знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения. Он пишет большую картину на современную историческую тему — «Сдача Бреды», посвященную взятию голландской крепости испанскими войсками. Центр композиции составляет эпизод передачи ключей,— он же психологическая завязка картины. Широта замысла подчеркнута пейзажем, точно передающим приметы местности и состояние природы, следы недавних битв. В своей картине, считающейся одним из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором художником с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон, живописец Веласкес детально отобразил момент вручения ключей от Бреды испанскому полководцу Амбросио Спинола. Лучшие работы В. создал в последнее десятилетие жизни. «Менины»1657 и «Пряхи»1656. «Менины— своеобразное сочетание бытовой картины с групповым портретом. В левой части за мольбертом Веласкес изобразил себя— он пишет короля и королеву, смутное отражение которых можно видеть в зеркале. В центре белокурая инфанта Маргарита, в правом углу карлик. За ними придворные. Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью. Веласкес применяет мазки чистых цветов, не смешивая их на палитре; Веласкес один из первых художников Западной Европы воспоспел красоту человеческого труда. В картине «Пряхи» художник одновременно изображает сцену труда. Два источника света. Открытия Веласкеса в области цвета и света, его могучий реализм оказали влияние на живопись 18—19 вв.
Бог войны Марс1640 Портрет дамы с веером1640 Венера с зеркалом1649-1651 Вышивальщица1640-е Эзоп 1639-40,
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Периодизация и виды искусства Древнего Египта: архитектура, скульптура, рельефы и росписи.
- 3. Искусство Римской империи: архитектура, живопись, скульптура.
- 4.Искусство средневековья 10-14 вв. Романский и Готический стили в искусстве Западной Европы: особенности архитектуры и крупнейшие памятники.
- 5. Характеристика Итальянского возраждения. Архитектура и скульптура возрождения в Италии (Брунеллески, Альберти, Броманте, Палладио, Донателло, Гиберти).
- 6. Леонардо да Винчи - основоположник ис-ва Высокого Возрождения.
- 7. Эстетический идеал эпохи Возрождения в творчестве Рафаэля.
- 8. Жизнеутверждающий пафос и тема борьбы в творчестве Микеланджело.
- 9. Мастера венецианского Возрождения. Творчество Тициана.
- 10. Особенности северного Возрождения: Нидерланды тв-во я. Ван Эйка, и. Босха, п. Брейгеля.
- 11. Альбрехт Дюрер - художник немецкого Возрождения.
- 12. Итальянское Барокко: основные виды и этапы развития . Архитектура и скульптура барокко (Дж. Дела Порта, ф. Боромини)
- 13. Творчество Бернини: архитектура, скульптура
- 14. Караваджо - основоположник реализма 17 века. Специфика его художественного языка.
- 15. Рубенс: Жизнь и творчество
- 16. Фламандская живопись 17 в. Крупнейшие живописцы Фландрии: Ван Дейк, я Йорданс, ф. Снейдерс
- 17. Изобразительное ис-во Испании 17 в. : Эль Греко. Испанский реализм - х. Рибера, ф . Сурбаран
- 18. Веласкес: портреты, исторические картины, поздние произвед мастера
- 19. Н. Пуссен - основополжник классицизма в европейской живописи 17 века.
- 20. Классицизм в ис-ве Франции 17-18 веков. Ансамбль Версаля. Скульптура классицизма э.М. Фальконе, ж.А. Гудона
- 21. Мастера бытового жанра в Голландии 17в. Г. Терборх, п. Де Хох, Ян Стен, г. Метсю
- 22. Дельфтская школа. Творчество Яна Вермеера Дельфтского
- 23. Голландский натюрморт 17 в. П.Класс, в. Хейда, в Кальв, а. Бейерен
- 24. Рембрант Херменс ван Рейн. Портреты, картины на античные и библейские сюжеты.
- 25. Французская живопись 18 века. Общая характеристика стиля рококо. Ф. Буше
- 26. Антуан Ватто и развитие "галантного жанра" во Франции.
- 27. Ж.Б. Шарден и демократизм его искусства.
- 28. Итальянская живопись 18 века. Тв-во Дж. Тьеполо. Архитектура ведута: ф. Гварди, а. Каналетто
- 29. Английский живописец у. Хогарт - основоположник критического реализма.
- 30. Английская школа портрета. Тв-во Дж. Рейнолдса и т. Гейнсборо.
- 32. Искусство Испании к18 н19 . Творчество Гойи: портреты, графические серии, исторические произведения.
- 33. Французская живопись конца 18- начала 19 вв. Классицизм Давида, Энгра.
- 34. Романтизм в искусстве Франции 19 в т. Жерико- вождь романтизма. Э. Делакруа. – особенности живописной системы.
- 35. Реалистическое направление в искусстве Франции 19 в. : Барбизонская школа, о. Домье, ф. Милле, г. Курбе.
- 36. Эстетика и живописная система импрессионизма: Клод Моне, о. Ренуар, э. Дега, Писсарро, а. Сислей
- 37 Французский постимпрессионизм. П. Сезанн, Ван Гог, п. Гоген, а. Тулуз-Лотрек.
- 38. Стиль Модерн и его основные представители в европейском искусстве рубежа 19 -20 вв (франция, англая, германия, бельгия – архитектура, живопись, прикладное искусство)
- 39. Художественная культура западной Европы 1 пп 20 века. Основные направления авангарда: фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм.
- 40. Архитектуры в ис-ве 1-й половины 20 в. Культ урбанизации. Ш. Корбюзье.
- 1. Дизайн, как особый вид художественно-проектной деятельности. Его место в освоении человеком окружающего мира. Виды дизайна.
- 2. Признаки дизайна.
- 5. Промышленная революция в Европе. Переход на массовое производство товаров.
- 6. Научно-технические открытия и изобретения. 18-19 век
- 9. Стилевые направления и кризис индустриального формообразования в конце 19 века.
- 10. Первые теории дизайна. Земпер, Рескин, Моррис.
- 13. Германский Веркбунд
- 16. Вхутемас и вхутеин
- 17. Европейский дизайн между 2мя войнами. Арт-деко в Европе и Америке.
- 18.Всемирный экономический кризис и появление проф. Дизайна в АмерикеРазвитие американского дизайна в 30-40-х гг..
- 19.Послевоенный стиль в Европе и Амер.