6. Научно-технические открытия и изобретения. 18-19 век
Первое изобретение, давшее толчок технической революции, было сделано в текстильном производстве Англии. Это конструкция механического (самолетного) челнока для ткацкого станка Джона Клея, освободившего ткача от ряда ручных операций. Это повысило производительность труда и позволило значительно увеличить объем выпуска шерстяных и льняных тканей => повышенный спрос на пряжу, необходимость увеличения производительности существовавших в то время ручных прядильных машин => изобретена механическая прядильная машина (Джеймс Харгривс), назвал в честь дочери «Дженни».
Начало промышленной революции часто связывают с изобретением паровой машины, позволяющей осуществить переход от использования мышечной силы людей и животных, кинетической энергии воды и ветра к энергии пара. Паровой двигатель изобрел Джеймс Уаттом. Его машина могла не только откачивать воду, но и приводить в движение станки, корабли и экипажи.
Паровой двигатель сразу получил широкое внедрение: изобрели – паровую повозку ( прототип автомобиля), первый пароход,, паровоз для рельсового пути. Д.Стефенсон основал первый паровозостроительный завод. В 1825 г. начала действовать первая железная дорога от Стоктона до Дарлингтона.
Значительный вклад в развитие промышленного производства внес мастер-механик Генри Модсли. Его изобретения позволили перейти от ремесленного ручного труда к изготовлению машин машинами:
-«механический суппорт» - устройство для жесткого и в то же время подвижного крепления резца в токарном станке, позволившее кардинально повысить точность обработки изделий. Впервые в истории обработки материалов механическое устройство заменило руку человека.
-станочная линия для поточного производства однотипной продукции. Выстроил в одну технологическую цепочку 43 дерево- и металлообрабатывающих станка, каждый из кот выполнял только одну простую операцию. Это экономило время. Эта станочная линия просуществовала до начала 20в.
Революционным изобретением стал конвейер. Генри Форд первый организовал конвейерное производство автомобиля. Идея разделения труда на отдельные операции и выполнение однотипных изделий по специальным лекалам появилось гораздо раньше. Форд развил эту идею, когда решил поставить на поток производство дешевого «народного автомобиля». Он соединил рабочие места движущейся лентой –конвейером. После появления конвейера стал возможен массовый выпуск самой сложной техники с максимальной идентичностью всех экземпляров.
Изобретение парового двигателя и первых механизмов, заменивших человеческую руку, положило начало машиностроению => в 19в возникли специальные технические науки, изучающие процессы в механизмах, решающие технические задачи.
В конце 19в немецким ученым Вильгельмом Рентгеном были открыты рентгеновские лучи. Французские физики Пьер Кюри и Мария Складовская-Кюри – радиоактивность --- это привело к изучению строения атома---английским ученым Резерфордом предлагается модель строения атома --- датским физиком Бором – квантовая теория строения атома. Все эти открытия венчала теория относительности Эйнштейна.
За открытиями в физике и химии начинается новый этап в развитии технических наук. Разрабатываются новые способы получения сплавов.
7. Развитие рыночных отношений. Торговые ярмарки и промышленные выставки 18-19 века. Всемирная промышленная выставка в Лондоне.
Появление ярмарки – 1-ые условия рынка( продавали драгоценности и ювелирную утварь)
В период перехода от мануфактурного производства к машинному, расширения торговли и образования общественных рынков начинает возрастать роль выставок.
С 60-х гг. 18в. Появляются общенациональные выставки торгово-промышленного характера. Первые такие выставки прошли в Лондоне (1761г.), Париже, Дрездене, Берлине, Мюнхене, Санкт-Петербурге и др. Вместе с чисто коммерческой направленностью такие выставки начинают служить и целям демонстрации новейших технических достижений.
С конца 18в систематически проводятся национальные промышленные выставки на Марсовом поле в Париже. Главное место на первой выставки занимали товары широкого потребления: часы, обои шерстяная пряжа и другие «изделия машинного изготовления». Она была организована как своего рода народный фестиваль.
Во 2-й половине 19в. Появляется специализированные торговые международные выставки, в нач. 20в- международные выставки преследовавшие преимущественно просветительно-познавательные цели.
Международный уровень выставок способствовал духу соревнования и стремлению сделать каждую выставку лучше предыдущих.
Первая промышленная выставка, получившая название «великая», состоялась в Англии в 1851г. Англия была ведущей в промышленной революции и самой мощной в экономическом отношении. Открытие состоялась в Гайд-парке Лондона. Участие приняли 32 страны. За 6 мес. работы ее посетили свыше 6 мил чел.
Специально для выставки было сооружено грандиозное по тем временам архитектурное сооружение из стекла и металла «Хрустальный дворец». Павильон размером 564х125м был собран за рекордный для того времени срок – 6 мес., благодаря применению унифицированных элементов и детально продуманной системе строительства. В качестве единого модуля (типоразмера) был взят лист стекла максимальных размеров.
Задолго до начала выставки был объявлен архитектурный конкурс на проект павильона. На конкурс поступило 245 работ.
Джон Пакстон за 4 дня сделал проект ( родоначальник хайтека – новые технологии). Сын фермера, работал садовником. В 22 года стал главным садовником у богатого человека, через 3 месяца женился на его племяннице. Провел полную реконструкцию парка. Создал оранжерею по новым технологиям – очень большая, хорошо охраняет растения от внешних воздействий. 15 июля – представил эскизы выставочного зала, взяв идею своей оранжереи. Подал эскизы в газету. Не дожидаясь одобрения комиссии начал производство стекла. Это было первое в истории здание столь больших размеров, построенное из стекла, железа и дерева. Хрустальный дворец – революция в архитектуре, которая положило начало развитию стиля. Здесь было представлено все новое, сверкающее, специально изготовленное для выставки: машины, минералы, изделия ремесленников, швейцарские часы, русская посуда из малахита, предметы роскоши. Стенды напоминали дорогие магазины, предметы стояли на подставках, обтянутых дорогим материалом.
8. Парижские выставки второй половины 19 века.
Со 2-й половины 19 в. крупнейшими выставочным центром становится Париж. Первая выставка состоялась в 1855г., за ней последовали еще 4 выставки.
Для всемирной выставки 1867 г. на Марсовом поле возводится грандиозное здание – «Дворец промышленности» эллипсовидный в плане, 490 м в длину, 386 м в ширину, он имел 7 концентрических галерей, повторяющих очертания эллипса. Внутри центральной галереи был разбит пальмовый сад. По внешнему периметру находилось галерея машин, где выставлялось промышленное оборудование.
Кульминационной стала выставка 1889 г. посвященная 100 – летию Французской буржуазной революции. К ее открытию сооружается Дворец машин и знаменитая башня Густава Эйфеля.
Каркас дворца машин состоял из 20 ферм, его длина – 420 м. ограждением служили огромные стеклянные стены. Здание подобных размеров в то время не существовало. Дворец машин был оборудован устройством мостового крана, которое транспортировало посетителей по всей длине грандиозного здания и позволяло им рассматривать экспонированные машины (в большинстве случаев в действии).
Эйфелева башня стала олицетворением промышленной революции 19 в. и постоянным действующим экспонатом. Она достигла большой популярности. Стала главным символом столица Франции.
Правда в то время трехсотметровые сооружения многие не понимали и встречали отрицательно.
Башня была возведена за 26 мес. Все элементы металлической конструкции изготовлялись на заводе и затем монтировались на месте.
Прогресс, достигнутый в те годы, был настолько фантастичным, что посетители приходили в восторг от смелости конструкции Дворца машин и Эйфелевой башни. Значение этих сооружений остается непревзойденным.
Всемирные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна.
Здесь выявлялись основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий. В угоду запросам обывателям, первые промышленные изделия эмитировали старые формы ручной работы с обильным украшением. Однако собранные на выставке вместе в таком большом количестве они продемонстрировали безнадежно дурной вкус => необходимость поиска нового формообразования, основанного на иных эстетических принципах стала очевидной.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Периодизация и виды искусства Древнего Египта: архитектура, скульптура, рельефы и росписи.
- 3. Искусство Римской империи: архитектура, живопись, скульптура.
- 4.Искусство средневековья 10-14 вв. Романский и Готический стили в искусстве Западной Европы: особенности архитектуры и крупнейшие памятники.
- 5. Характеристика Итальянского возраждения. Архитектура и скульптура возрождения в Италии (Брунеллески, Альберти, Броманте, Палладио, Донателло, Гиберти).
- 6. Леонардо да Винчи - основоположник ис-ва Высокого Возрождения.
- 7. Эстетический идеал эпохи Возрождения в творчестве Рафаэля.
- 8. Жизнеутверждающий пафос и тема борьбы в творчестве Микеланджело.
- 9. Мастера венецианского Возрождения. Творчество Тициана.
- 10. Особенности северного Возрождения: Нидерланды тв-во я. Ван Эйка, и. Босха, п. Брейгеля.
- 11. Альбрехт Дюрер - художник немецкого Возрождения.
- 12. Итальянское Барокко: основные виды и этапы развития . Архитектура и скульптура барокко (Дж. Дела Порта, ф. Боромини)
- 13. Творчество Бернини: архитектура, скульптура
- 14. Караваджо - основоположник реализма 17 века. Специфика его художественного языка.
- 15. Рубенс: Жизнь и творчество
- 16. Фламандская живопись 17 в. Крупнейшие живописцы Фландрии: Ван Дейк, я Йорданс, ф. Снейдерс
- 17. Изобразительное ис-во Испании 17 в. : Эль Греко. Испанский реализм - х. Рибера, ф . Сурбаран
- 18. Веласкес: портреты, исторические картины, поздние произвед мастера
- 19. Н. Пуссен - основополжник классицизма в европейской живописи 17 века.
- 20. Классицизм в ис-ве Франции 17-18 веков. Ансамбль Версаля. Скульптура классицизма э.М. Фальконе, ж.А. Гудона
- 21. Мастера бытового жанра в Голландии 17в. Г. Терборх, п. Де Хох, Ян Стен, г. Метсю
- 22. Дельфтская школа. Творчество Яна Вермеера Дельфтского
- 23. Голландский натюрморт 17 в. П.Класс, в. Хейда, в Кальв, а. Бейерен
- 24. Рембрант Херменс ван Рейн. Портреты, картины на античные и библейские сюжеты.
- 25. Французская живопись 18 века. Общая характеристика стиля рококо. Ф. Буше
- 26. Антуан Ватто и развитие "галантного жанра" во Франции.
- 27. Ж.Б. Шарден и демократизм его искусства.
- 28. Итальянская живопись 18 века. Тв-во Дж. Тьеполо. Архитектура ведута: ф. Гварди, а. Каналетто
- 29. Английский живописец у. Хогарт - основоположник критического реализма.
- 30. Английская школа портрета. Тв-во Дж. Рейнолдса и т. Гейнсборо.
- 32. Искусство Испании к18 н19 . Творчество Гойи: портреты, графические серии, исторические произведения.
- 33. Французская живопись конца 18- начала 19 вв. Классицизм Давида, Энгра.
- 34. Романтизм в искусстве Франции 19 в т. Жерико- вождь романтизма. Э. Делакруа. – особенности живописной системы.
- 35. Реалистическое направление в искусстве Франции 19 в. : Барбизонская школа, о. Домье, ф. Милле, г. Курбе.
- 36. Эстетика и живописная система импрессионизма: Клод Моне, о. Ренуар, э. Дега, Писсарро, а. Сислей
- 37 Французский постимпрессионизм. П. Сезанн, Ван Гог, п. Гоген, а. Тулуз-Лотрек.
- 38. Стиль Модерн и его основные представители в европейском искусстве рубежа 19 -20 вв (франция, англая, германия, бельгия – архитектура, живопись, прикладное искусство)
- 39. Художественная культура западной Европы 1 пп 20 века. Основные направления авангарда: фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм.
- 40. Архитектуры в ис-ве 1-й половины 20 в. Культ урбанизации. Ш. Корбюзье.
- 1. Дизайн, как особый вид художественно-проектной деятельности. Его место в освоении человеком окружающего мира. Виды дизайна.
- 2. Признаки дизайна.
- 5. Промышленная революция в Европе. Переход на массовое производство товаров.
- 6. Научно-технические открытия и изобретения. 18-19 век
- 9. Стилевые направления и кризис индустриального формообразования в конце 19 века.
- 10. Первые теории дизайна. Земпер, Рескин, Моррис.
- 13. Германский Веркбунд
- 16. Вхутемас и вхутеин
- 17. Европейский дизайн между 2мя войнами. Арт-деко в Европе и Америке.
- 18.Всемирный экономический кризис и появление проф. Дизайна в АмерикеРазвитие американского дизайна в 30-40-х гг..
- 19.Послевоенный стиль в Европе и Амер.