Глава 5. Культура эпохи возрождения 126
5.1. Термин и понятие Возрождения 126
5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения 126
5.3. Гуманизм 128
5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения 129
5.5. Художественная культура Возрождения 130
5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение) 130
5.5.2. Раннее Возрождение 131
5.5.3. Высокое Возрождение 132
5.5.4. Позднее Возрождение 134
5.5.5. Музыка Возрождения 136
5.6. Северное Возрождение 136
Глава 6. 139
РЕФОРМАЦИЯ И ЕЁ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 139
6.1. Реформация 139
6.2. Протестантизм 140
6.2.1. Протестантская трудовая этика 141
Глава 7. КУЛЬТУРА НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ В ЕВРОПЕ 144
7.1. Понятие Нового времени 144
7.2. Хозяйственная культура нового времени 145
7.3. Европейская культура ХVII века 146
7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени 148
7.4.1. Основные особенности 149
7.4.2 Историческое развитие 149
7.4.3. Литература барокко 151
7.4.4. Музыка барокко 151
Глава 8. КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ 155
8.1. Термин и понятие Просвещения 155
8.2. Истоки Просвещения 156
9.3. Менталитет просветителей 156
8.4. Просвещение как общественное движение 157
8.5. Просвещение в политической культуре 158
8.6. Просвещение и религиозная культура 159
8.7. Художественная культура Просвещения 159
8.7.1. Рококо 160
8.7.2. Продолжение традиций классицизма 162
8.7.3. Ампир 163
8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке 164
8.8. Конец Просвещения 166
8.9. Вклад Просвещения в культуру 167
Глава 9. ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ 170
9.1. Культура победившей буржуазии 170
9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма 170
9.3. Политика и право 172
9.4. Религиозная и философская культура 173
9. 5. Художественная культура 173
9.5.1. Романтизм 174
9.5.3. Натурализм 179
9.5.4. Импрессионизм 180
9.5.5. Постимпрессионизм 181
Глава 10. ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА 184
10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в ХХ веке 184
10.2. Научно-техническая революция 185
10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке 188
10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм 188
10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства 196
РАЗДЕЛ III 205
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ 205
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 205
1.1.Предыстория 205
1.2.ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН 207
1.3.Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры 209
1.4.КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ 210
Глава 2. РАСЦВЕТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 212
2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.) 212
2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века) 214
2.2.1. Русская культура XVIII века 215
2.2.2. Русская культура XIX века 217
2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства 219
Глава 3. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ РОССИИ 224
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА 229
ЛИТЕРАТУРА 232
Указатель 235
1 Культура: теории и проблемы. / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. — М.: Наука, 1995, с. 38.
2Л. Уайт придерживался концепции культурного эволюционизма — направления, основанного в ХХ в. Гербертом Спенсером, Льюисом Х. Морганом и Эдвардом Тайлором. По Уайту, эволюции культуры способствовало развитие технологии, особенно рост использования энергии на душу населения. Л. Уайт считал своим самым большим вкладом в антропологию свою концепцию культурологии («Наука о культуре», 1948).
3 «Цивилизация» в данном контексте обозначает конкретное общество, культура которого достигла определённого уровня развития — см. выше, § 1.7.6.
4 Эпитимия или епитимья (греч. «наказание по законам»): у католиков означает покаяние, наказание или возмездие за грех, которое накладывается духовником. Обычно заключается в исполнении тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т.п.). Эпитимия могла назначаться и судом на основании уголовных законов, за вероотступничество, ложную присягу, прелюбодеяние и др. В данном контексте имеется в виду, что в средние века церковь считала целью земной жизни искупление первородного греха и, соответственно, человек должен был нести наказание.
5 Иоганн Себастьян Бах (1735-82), великий немецкий композитор и виртуоз органа, музыка которого является вершиной барокко. Большая часть его самой прекрасной музыки была написана для церкви, включая «Страсти по Матфею» и Мессу в си бемоль миноре.
6Георг Фридрих Гендель (1685-1759) — один из самых крупных композиторов периода барокко. Родившийся в Германии, Гендель сочинил большинство самых известных работ, включая его знаменитую ораторию «Мессия» (1741), в Лондоне.
7 Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) повсеместно считается крупнейшим из всех когда-либо живших композиторов. Он начал писать менуэты в возрасте 5 лет, и ко времени его смерти в 35 лет он создал 626 каталогизированных работ.
8 Людвиг ван Бетховен (1770-1827), один из самых крупных мастеров музыки. Хотя Бетховен около 1800 года начал глохнуть, он продолжал создавать превосходную музыку, включая Девятую Симфонию и Тожественную мессу (Missa Solemnis).
9 Франц Иозеф Гайдн (1732-1809), австрийский композитор классического периода. Гайдн сочинил большинство своих работ, будучи придворным композитором семейства князей Эстергази. Развитие сонатной формы в симфониях и струнных квартетах Гайдна глубоко повлияло на Моцарта и Бетховена.
10Вильям Вордсворт (1770-1850), один из передовых лирических поэтов Англии, служил сильной связью между 18-ым и поэзией 19-ого столетия. Публикация его «Лирических Баллад» считается рождением романтического движения.
11Сэмюэль Тэйлор Колеридж (1772-1834) написал большинство своих выдающихся стихов в течение шести лет близкой дружбы с Вильямом Вордсвортом. Их сотрудничество закончилось «Лирическими балладами» (1798), поэтическим манифестом английского романтического движения.
12Лорд Байрон (1788-1824), английский поэт, который повлиял на литературу романтизма как своим ярким образом жизни, так и своей поэзией. Он сбежал из Англии, чтобы избежать скандала, и погиб в борьбе за греческую независимость.
13 Джон Китс (1795-1821), был одним из выдающихся английских романтических поэтов. Несмотря на короткую карьеру, входит в число наиболее известных английских писателей.
14Виктор Гюго (1802-85), известный французский писатель-романтик, считается одной из передовых литературных фигур XIX столетия. Наиболее известны его романы «Собор Парижской богоматери» (1831) и «Отверженные» (1862).
15Александр Дюма (1802-70), французский писатель, прославился историческими романами: «Три мушкетера», «Граф Монте Кристо, «Человек в железной маске» и др. Он известен как Дюма «старший» или «отец»; следует отличать его от его сына, Александра Дюма (1824-95), известного как «Дюма-сын».
16Фредерик Шопен (1810-1849) — польский композитор, писавший виртуозные лирические пьесы и танцы. Его музыка, написанная почти вся для фортепьяно, отличается яркой романтичностью и классической ясностью.
17Франц (Ференц) Лист (1811-86) — венгерский композитор, дал свой первый концерт на фортепьяно в возрасте девяти лет и в конечном счете стал признанным пианистом-виртуозом своего времени. Оставил больше 700 произведений, включая симфонию «Фауст» и 20 «Венгерских рапсодий».
18Немецкий композитор Феликс Мендельсон (1809-1847) считался одним из передовых композиторов начала XIX столетия. В границах классических форм он создал лирически экспрессивную характеристику раннего романтичного движения. Среди его наиболее известных сочинений — «Увертюра к сну в летнюю ночь», «Итальянская симфония», Концерт для скрипки в ми миноре, два фортепьянных концерта.
19Роберт Шуман был одним из передовых немецких композиторов периода романтизма. В своих песнях, фортепьянных произведениях, камерной музыке и симфониях он передавал литературные идеи и визуальные сцены в выразительных музыкальных образах. Шуман был также влиятельным критиком, который помог начать карьеры Шопену и Брамсу.
20Джузеппе Верди (1813-1901) — один из крупнейших итальянских композиторов XIX столетия, создал драматические оперы редкостной мелодичности, с тонко характеризованными образами. Его сочинения входят в наиболее популярный международный оперный репертуар. Среди них «Травиата» (1853), «Аида» (1871) и «Отелло» (1887) — его наиболее высоко ценимые оперы.
21Рихард Вагнер (1813-1883), считающийся самым крупным немецким оперным композитором, использовал для либретто немецкие мифы и легенды. Его наиболее известные оперы — «Тангейзер», «Лоэнгрин» и тетралогия «Кольцо Нибелунгов».
22Иоганнес Брамс (1833-97) был самым крупным немецким композитором инструментальной и вокальной музыки 19-ого столетия. Брамс соединил в своих работах глубокое владение техникой композиции с теплотой романтизма.
23Чешский композитор Антонин Дворжак (1841-1904) стал известен, когда многие чехи выступали за независимость от австрийской Империи. Дворжак отразил этот возвышающийся дух национализма в своей музыке, черпая большую часть своего вдохновения из мелодий народа родной Чехии.
24Сезар Франк (1822-1890) — французский композитор-романтик и органист. Сделал много для придания французской музыке эмоциональности, технического совершенства и серьезности, сопоставимыми с музыкой немецких композиторов. Популярны его симфония в ре миноре, фортепьянный квинтет в фа миноре, струнный квартет в ре мажоре и др.
25Сен-Санс К. (1835-1921), автор симфонических поэм и оперы «Самсон и Далила». Сен-Санс был также одаренным пианистом и органистом, писал критические статьи, стихи, эссе, театральные пьесы. В своих концертах и симфониях он соединил виртуозность стиля Франца Листа с французскими традициями гармонии и формы. Часто исполняется его Третья Симфония.
26Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) — вероятно, самый популярный на Западе русский композитор XIX столетия. Среди его наиболее известных работ — балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», опера «Евгений Онегин» и увертюра «1812 год».
27Сергей Рахманинов (1873-1943) — российский композитор, пианист и дирижёр, поселился после российской Революции 1917 в Соединенных Штатах Америки. И как исполнитель, и как композитор он превосходил других романтиков; его музыка отличается плавной мелодией и массивными аккордами, используемыми для того, чтобы разре;´дить драматические эффекты.
28Рихард Штраус (1864-1949), немецкий композитор и дирижёр, был последним композитором романтичной традиции. Он больше всего известен своими музыкальными поэмами, типа «Так говорил Заратустра», и операми, включая «Саломею» и «Кавалера роз».
29К. Дебюсси (1862-1918) — французский композитор, который развивал оригинальную систему гармонии и музыкальной структуры.
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126