logo search
История зарубежного ИЗО

1 Билет. Искусство Древнего мира. Египет. Пирамиды и храмы.

Искусство Египта – о вечности и загробной жизни.

Ар­хи­тек­ту­ра

По­ми­мо жилых по­ме­ще­ний, егип­тяне стро­и­ли гроб­ни­цы, храмы, двор­цы.

Более всего из­вест­ны гроб­ни­цы– («дома веч­но­сти»). В гроб­ни­цы по­ме­ща­ли сар­ко­фаг с му­ми­ей, так как счи­та­ли, что тело надо со­хра­нить для про­дол­же­ния жизни души в за­гроб­ном мире. Му­ми­фи­ци­ро­ван­ное тело умер­ше­го укла­ды­ва­ли в ка­мен­ный сар­ко­фаг и по­ме­ща­ли в самом цен­тре гроб­ни­цы. Стены по­гре­баль­ной ка­ме­ры по­кры­ва­лись над­пи­ся­ми, со­дер­жа­щи­ми ма­ги­че­ские фор­му­лы и за­кли­на­ния. Это долж­но было по­мочь, как счи­та­ли егип­тяне, пе­ре­пра­вить­ся фа­ра­о­ну в мир иной. Жи­во­пись и скульп­ту­ра долж­ны были со­про­вож­дать душу в иной мир. Егип­тяне ве­ри­ли, что все изоб­ра­жен­ное на сте­нах гроб­ни­цы ожи­вет в за­гроб­ном мире.

Пи­ра­ми­ды – гроб­ни­цы фа­ра­о­нов.

Где рас­по­ло­же­ны самые из­вест­ные еги­пет­ские пи­ра­ми­ды

В го­ро­де Гиза. Здесь рас­по­ло­же­ны три пи­ра­ми­ды – пи­ра­ми­да Хео­пса, пи­ра­ми­да Хе­фре­на и пи­ра­ми­да Ми­ке­ри­на.

Когда стро­и­ли пи­ра­ми­ды

В III тыс. до н.э. (Древ­нее цар­ство)

Для чего стро­и­ли пи­ра­ми­ды

Для того чтобы обес­пе­чить жизнь в за­гроб­ном мире.

Ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что пи­ра­ми­ды были оли­це­тво­ре­ни­ем солн­ца для егип­тян. Грани пи­ра­ми­ды устрем­ле­ны к небу под тем же углом, под каким лучи солн­ца па­да­ют на землю. Ско­рее всего, егип­тяне пред­по­ла­га­ли, что воз­но­ся­щи­е­ся к небе­сам пи­ра­ми­ды по­мо­гут со­вер­шить фа­ра­о­ну вос­хож­де­ние к богам.

Из чего стро­и­ли пи­ра­ми­ды

Для стро­и­тель­ства пи­ра­мид егип­тяне ис­поль­зо­ва­ли ка­мен­ные блоки из из­вест­ня­ка, ко­то­рые вы­ла­мы­ва­ли в горах, а затем пе­ре­но­си­ли к месту стро­и­тель­ства на во­ло­ку­шах.

Самая древ­няя пи­ра­ми­да – пи­ра­ми­да Джо­се­ра, была по­стро­е­на в 2650 г. до н.э. ар­хи­тек­то­ром Им­хо­те­пом.

Самая вы­со­кая пи­ра­ми­да – пи­ра­ми­да Хео­пса (вы­со­та – 139 м) по­стро­е­на около 2600 г. до н.э.

Храмы

Храмы египтян - культовые сооружения для поклонения богам и поминания фараонов (два типа: для бога и для фараона).

Наиболее крупные храмы стали воздвигаться в период Нового царства. Особенно замечательны фиванские храмы – Луксорский и Карнакский – с огромными залами и открытыми колонными дворами. Стены храмов были покрыты раскрашенными рельефами ииероглифическими надписями.

В египетских храмах наблюдался синтез пространственных искусств с временными - с пением, музыкой, танцами. На рельефных композициях фигуры повторялись с определенным ритмом.

Самая главная особенность египетских храмов- это присущая им прямолинейность форм как по горизонтали, так и по вертикали.

Где строились

Делились на те, которые высечены в скале и на те, которые сделаны отдельным зданием.

Скульп­ту­ра

Егип­тяне изоб­ра­жа­ли фа­ра­о­нов.

Су­ще­ство­ва­ли также скульп­ту­ры вель­мож и про­сто­лю­ди­нов (пис­цов, чи­нов­ни­ков, ре­мес­лен­ни­ков). • Ста­ту­эт­ка пи­во­ва­ра • Си­дя­чий писец

Скульп­ту­ры в гроб­ни­цах вы­пол­ня­ли ту же роль, что и мумии, – обес­пе­чи­ва­ли умер­ше­му по­смерт­ное су­ще­ство­ва­ние в за­гроб­ном мире.

Пра­ви­ла скульп­тур­но­го изоб­ра­же­ния

Егип­тяне все­гда изоб­ра­жа­ли богов боль­ше­го раз­ме­ра, чем фа­ра­о­нов, а фа­ра­о­нов – боль­ше­го раз­ме­ра, чем обыч­ных людей. Кожу муж­чин на скульп­тур­ных порт­ре­тах де­ла­ли более тем­ной, жен­щин – свет­лой.

Статуи, согласно канонам, исполнялись фронтально, сочетая черты сходства со стилизацией. Иногда в одном изображении сочетались элементы человеческой фигуры и животного. Помимо камня скульптуры выполнялись из металла и кости.

Для чего егип­тяне де­ла­ли скульп­ту­ры сфинк­сов

Егип­тяне ве­ри­ли, что ста­туи сфинк­сов охра­ня­ют храмы.

Сфинкс – фан­та­сти­че­ское су­ще­ство с телом льва и го­ло­вой че­ло­ве­ка (часто порт­рет фа­ра­о­на) или ба­ра­на. Его егип­тяне по­чи­та­ли как хра­ни­те­ля древ­них зна­ний.

Круп­ней­ший из со­хра­нив­ших­ся сфинк­сов – Боль­шой сфинкс в Гизе. Вы­се­чен из целой скалы, изоб­ра­жен с лицом фа­ра­о­на Хе­фре­на.

Жи­во­пись

Что ри­со­ва­ли

Егип­тяне де­ла­ли на­стен­ные рос­пи­си на сте­нах хра­мов, двор­цов и гроб­ниц. На рос­пи­сях гроб­ниц можно уви­деть сцены из обыч­ной жизни: от вспаш­ки полей до пир­шеств. Егип­тяне ве­ри­ли, что эти ри­сун­ки, на­ри­со­ван­ные на сте­нах гроб­ни­цы, ожи­ва­ют в за­гроб­ном мире.

Как ри­со­ва­ли

Су­ще­ство­вал канон изоб­ра­же­ния фи­гу­ры на плос­ко­сти (в рос­пи­сях и ре­лье­фах): го­ло­ву и ноги изоб­ра­жа­ли в про­филь, плечи – в фас. Форму го­ло­вы – в про­филь, глаз – в фас. Все части тела – в наиболее выигрышном ракурсе, чтобы предстать перед богами в лучшем виде. Канон будет сохраняться на протяжении тысячелетий.