24 Билет. Фрески Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.
Рафаэль
Идеи монументального искусства Возрождения, в которых слились традиции античности и дух христианства, нашли наиболее яркое выражение в творчестве Рафаэля (1483—1520). В его искусстве обрели зрелое решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела, выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности, в чем Рафаэль следовал античности, и сложная многофигурная композиция, передающая все многообразие мира.
Многочисленные произведения, толкующие образ мадонны, снискали ему всемирную славу. Заслуга художника прежде всего в том, что он сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства, соединить лиричность и глубокую эмоциональность с монументальным величием. Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства — в «Сикстинской мадонне». Несомненно, это был путь преодоления простодушного толкования безмятежной и светлой материнской любви к образу, насыщенному высокой духовностью и трагизмом, построенному на совершенном гармоническом ритме: пластическом, колористическом, линейном. Но это был и путь последовательной идеализации. Однако в «Сикстинской мадонне» это идеализирующее начало отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству, исходящему от этой идеально прекрасной молодой женщины с младенцем-Богом на руках, которого она отдает во искупление человеческих грехов. Фигура Марии с младенцем, строго вырисовывающаяся на фоне неба, объединена общим ритмом движения с фигурами св. Варвары и Папы Сикста II, жесты которых обращены к мадонне, как и взгляды двух ангелов, — в нижней части композиции.
В 1509 г. Папа Юлий II приглашает молодого художника в Рим для росписи личных папских комнат (станц) в Ватиканском дворце. Рафаэль расписывает первые две станцы. В станце делла Сеньятура (комнате подписей, печатей) он написал четыре фрески-аллегории основных сфер духовной деятельности человека: философии, поэзии, богословия и юриспруденции. Официальная программа росписи станцы делла Сеньятура являлась отражением идеи примирения христианской религии с античной культурой. Во фреске «Афинская школа», олицетворяющей философию, Рафаэль представил Платона и Аристотеля в окружении философов и ученых различных периодов истории. Их жесты (один указывает на небо, другой — на землю) характеризуют существо различий их учений. У самого края правой группы художник написал себя. Главным в росписи остается общая атмосфера высокой духовности, ощущение силы и мощи человеческого духа и разума. Во фреске «Парнас», олицетворяющей поэзию, изображен Аполлон в окружении муз и поэтов — от Гомера и Сафо до Данте.
Рафаэль был и величайшим портретистом своей эпохи, создавшим тот вид изображения, в котором индивидуальное находится в тесном единстве с типическим.
Микеладжело
В 1505 г. Папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим для сооружения себе гробницы. Папа от своего замысла отказался. Разгневанный Микеланджело уехал во Флоренцию, но, вытребованный Папой, под нажимом флорентийских властей, боявшихся осложнений с Римом, вынужден был вновь возвратиться в Рим, на этот раз для не менее грандиозного, но, к счастью, воплотившегося замысла — росписи потолка Сикстинской капеллы при Ватиканском дворце.
Центральную часть потолка Микеланджело посвятил сценам священной истории, начиная от сотворения мира. Эти композиции обрамлены написанным же, но создающим иллюзию архитектуры, карнизом и разделены, также живописными, тягами. Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона. Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами.
В девяти центральных композициях развертываются события первых дней творения, история Адама и Евы, всемирный потоп, и все эти сцены, по сути, являются гимном человеку, заложенным в нем силам, его мощи и его красоте. Адам идеально прекрасен в сцене «Сотворение Адама», он еще лишен воли, но прикосновение руки творца, как электрическая искра, пронзает его и зажигает жизнь в этом прекрасном теле. Главными выразительными средствами Микеланджело являются подчеркнутая пластичность, чеканность и ясность линии и объема.
Вторая работа в Сикстинской капелле — «Страшный суд» (1535—1541) — грандиозное творение, выражающее трагедию человеческого рода. Творящий суд, карающий Христос помещен в центре композиции, а вокруг него во вращательном круговом движении изображены низвергающиеся в ад грешники, возносящиеся в рай праведники, встающие из могил на Божий суд мертвецы. Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения. Сложные ракурсы переплетенных, закрученных в клубок тел, крайний динамизм, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокойства, тревоги, смятения, — все это черты, глубоко чуждые Высокому Возрождению.
Леонардо да винчи
В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495-1497; из-за особенностей примененной Леонардо во время работы над фреской техники — масло с темперой — сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.
Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания. Сведя к минимуму обрисовку обстановки трапезной, нарочито уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану, он сосредоточивает внимание на драматической кульминации события, на контрастных характеристиках людей различных темпераментов, проявлении сложной гаммы чувств, выражающихся и в мимике, и в жестикуляции, которыми апостолы отвечают на слова Христа: «Один из вас предаст меня». Решительный контраст апостолам составляют образы внешне спокойного, но печально-задумчивого Христа, находящегося в центре композиции, и облокотившегося на край стола предателя Иуды, грубый хищный профиль которого погружен в тень. Смятение, подчеркнутое жестом руки, судорожно сжимающей кошелек, и мрачный облик выделяют его среди других апостолов, на чьих освещенных лицах можно прочесть выражение удивления, сострадания, возмущения. Леонардо не отделяет фигуру Иуды от других апостолов, как это делали мастера раннего Возрождения. И все же отталкивающий облик Иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. Все двенадцать учеников Христа расположены группами по три человека, по обе стороны от учителя. Некоторые из них в волнении вскакивают со своих мест, обращаясь к Христу. Разнообразные внутренние движения апостолов художник подчиняет строгому порядку. Композиция фрески поражает единством, цельностью, она строго уравновешена, центрична по построению. Монументализация образов, масштаб росписи способствуют впечатлению глубокой значительности изображения, подчиняющего себе все большое пространство трапезной. Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры. Расположив стол параллельно стене, которую украшает фреска, он утверждает ее плоскость. Перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, как бы продолжает реальное пространство трапезной.
Фреска сильно разрушена. Эксперименты Леонардо с использованием новых материалов не выдержали испытания временем, позднейшие записи и реставрации почти скрыли подлинник, который был расчищен лишь в 1954 году. Но сохранившиеся гравюры и подготовительные рисунки позволяют восполнить все детали композиции.
- 1 Билет. Искусство Древнего мира. Египет. Пирамиды и храмы.
- 2 Билет. Искусство Древнего мира. Шумеры. Вавилон. Ассирия. Архитектура, скульптура.
- 3 Билет. Египетский плоский рельеф и настенная живопись.
- 4 Билет. Скульптура Древнего Египта. Проблема сходства и канон в египетской скульптуре.
- 5 Билет. Эгейское искусство. Крит и Микены. Периодизация Древней Греции.
- 6 Билет. Греческая архаика. Греческая классика. Скульптура и вазопись.
- 7 Билет. Искусство эпохи эллинизма.
- 8 Билет. Типы греческих ордеров. Конструктивные и художественные особенности древнегреческой архитектуры. Афинский акрополь. Основные памятники архитектуры.
- 9 Билет. Мастера древнегреческой скульптуры.
- 10 Билет. Искусство этрусков
- 11 Билет. Архитектура древнего Рима.
- 12 Билет. Скульптура Рима. Скульптурный портрет. Римский рельеф.
- 13 Билет. Монументальная живопись античности (мозаика и фреска). Фаюмский портрет.
- 14 Билет. Христианство и формирование принципов искусства христианской традиции. Символика в произведениях искусства раннего христианства. Зарождение иконографии. Раннехристианские мозаики.
- 16 Билет. Готическая архитектура. Сущность каркасной конструктивной системы. Готические соборы Европы.
- 17 Билет. Скульптурное убранство готического собора. Памятники готической скульптуры. Рождение витража.
- 18 Билет. Предвозрождение (Проторенессанс). Новые тенденции в творчестве Джотто. Искусство Треченто.
- 19 Билет. Итальянское искусство XV века. Раннее Возрождение. Общая характеристика. Гуманизм. Обращение к традициям античности.
- 20 Билет. Архитектура Возрождения. XV век. Постройки Филиппо Брунеллески. Изучение перспективы и новая организация пространства.
- 21 Билет. Скульптура эпохи Раннего Возрождения. Творчество Донателло. Разнообразие скульптурных жанров. Живописный рельеф. Лоренцо Гиберти. Монументальная скульптура. Конные памятники. Вероккио.
- 22 Билет. Итальянская живопись XV века. Фрески. Мазаччо. Мантенья. Станковая живопись. Пьеро делла Франческа. Сандро Боттичелли.
- 23 Билет. Искусство Высокого Возрождения. Образ титанической личности. Мастера Высокого Возрождения.
- 24 Билет. Фрески Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.
- 25 Билет. Творчество Леонардо да Винчи.
- 26 Билет. Творчество Рафаэля.
- 27 Билет. Микеланджело-скульптор.
- 28. Тициан, Веронезе, Тинторетто. Позднее Возрождение в Венеции и маньеризм. Эль Греко.
- 29 Билет. Архитектура XVI века в Италии. Браманте, Микеланджело, Палладио.
- 30 Билет. Северное Возрождение искусство Германии Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Грюневальд, Лукас Кранх старший
- 31 Билет. Нидерландское искусство конца XV – XVI веков. Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель.
- 32 Билет. Искусство Италии 17 века. Стиль барокко. Архитектор Борромини. Скульптора Бернини. Реформа Караваджо.
- 33 Билет. Испанское искусство XVII века. Мир картин Диего Веласкеса.
- 34 Билет. Голландское искусство XVII века. Развитие жанров. «Малые» голландцы. Искусство «великих голландцев» Вермеера и Халса.
- 35 Билет. Творчество Рембранта.
- 35 Билет. Творчество Рембрандта.
- 36 Билет. П.П.Рубенс и фламандское искусство XVII века. Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс.
- 37 Билет. Искусство Франции XVII века. Классицизм. Пуссен и Лоррен.
- 38 Билет. Французское искусство XVIII в. Рококо. Антуан Ватто и “галантный жанр”. Творчество Буше, Греза, Фрагонара. Просвещение. Творчество Шардена.
- 39 Билет. Неоклассицизм во Франции. Творчество Давида.
- 40 Билет. Английское искусство XVIII в. Гейнсборо, Рейнолдс. Хогарт.
- 41 Билет. Испанское искусство XVIII в. Творчество Франсиско Гойи.
- 42. Искусство стран Западной Европы начала XIX в. Эпоха романтизма в Англии и Германии. Блейк, Тернер