logo
История зарубежного ИЗО

39 Билет. Неоклассицизм во Франции. Творчество Давида.

Неоклассицизм, как стиль в искусстве, тоже обращается к искусству античности.  Ближе к завершению 18 века Франция испытала сильную потребность в возвращении к классике.  Ее классические пропорции, античные формы и мотивы, стремление к уюту и гармонии вызывали ностальгические настроения по былым античным временам.  В неоклассицизме все это соединяется с жаждой новизны и обновления, внесение «свежего дыхания» в искусство архитектуры. Естественно, что неоклассицизм имеет много общих черт с классицизмом, только классические формы здесь более усовершенствованы.  Очень популярны архитектурные фронтоны, по стилю напоминающие антику: причудливые раковины, стебли и листья украшают античные фигуры. Мебель, изготовленная в стиле неоклассицизма, очень изящна и легка, ее формы довольно лаконичны.

Здания стиля неоклассицизма отличаются прежде всего симметрией: прямоугольный фасад и крыша в форме купола отлично смотрятся с высокими колоннами, величина которых сравнима с высотой здания. Французский Неоклассицизм, носящий еще название «ампир», просуществовал сравнительно небольшой период.

Своим появлением неоклассицизм был во многом обязан археологическим раскопкам 1740-х годов в разрушенных Помпеях и Геркулануме. Сохранившиеся здесь предметы быта, украшения открыли художникам античный мир. 

Жан Луи Давид

создает композиции, которые призывают нас стать такими же, возродить добродетель древности.

«Клятва Горациев»- картина разделяется на два мира- женский, мужской. Мужской мир суровый, а женский мир, который побежден, мир, который основан на чувствах. Композиция идеально продумана.

«Смерть Марата»- Давид стремился сохранить достоверность происходящего. Марат был убит прямо в ванной, из которой он фактически не вылезал ввиду тяжёлой формы кожной болезни. Деревянный ящик заменял революционеру стол, а простыни, которые укутывают якобинца, действительно были в заплатках. Однако сам герой изображён с меньшей долей достоверности – Давид превратил его в некого атлета, героя Античности, а этот аскетизм в обстановке придаёт всему сюжету особенную мрачную торжественность. В руках убитого Марата записка, которая никак не могла быть прочитана героем. Она принадлежит Шарлотте Корде и имеет вид некого заявления, где сказано, что она (Корде) глубоко несчастна и имеет право на защиту Марата. Жан-Поль Марат не мог прочитать это послание – Шарлотта Корде заколола его ножом раньше. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму.

«Наполеон на перевале Сен-Бернар»- картина постановочная полностью. Она написана не для того, чтобы передать историческую данность и напомнить, как всё было – она создана, чтобы ещё больше возвеличить Наполеона, придать его образу блеска. Конь взвился на дыбы. Реет плащ на ветру. Торжественность и пафос картины обусловлены её целью. Она должна быть такой, потому что на ней Наполеон должен быть грозным исполином, завоевателем, перед которым склонились короли и страны