42. Искусство стран Западной Европы начала XIX в. Эпоха романтизма в Англии и Германии. Блейк, Тернер
Историческими вехами, определяющими развитие западноевропейского искусства середины XIX столетия, были европейские революции 1848 — 1849 гг. и Парижская Коммуна 1871 г. В наиболее крупных капиталистических странах происходит бурный рост рабочего движения. Возникает научная идеология революционного пролетариата, создателями которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. Подъем активности пролетариата вызывает бешеную ненависть буржуазии, объединяющей вокруг себя все силы реакции. С революциями 1830 и 1848 — 1849 гг. связаны наивысшие достижения искусства, основными направлениями которого в этот период были революционный романтизм и демократический реализм. Самыми яркими представителями революционного романтизма в искусстве середины XIX в. были французский живописец Делакруа и французский скульптор Рюд. Теодор Жерико
Первая его большая работа — «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» (1812, Лувр, Париж) — говорила о том, что в искусство пришел крупный мастер колорита. Полотно Жерико свидетельствовало о возникновении нового направления в европейском искусстве, получившего название романтизм. Самое значительное его полотно, над которым он работал в 1818 — 1819 гг., — «Плот Медузы» (Лувр, Париж) в меньшей степени отвечает особенностям романтизма, чем «Офицер конных егерей».. И это проявляется не столько в сюжете, сколько в трактовке темы, в изобразительном языке. Желая подчеркнуть мужество людей, победивших смерть, Жерико обращается к уравновешенной композиции в духе классицизма, сознательно приглушает цветовую гамму. Фердинанд Виктор Эжен Делакруа
(1798 — 1863)
Его творчество может быть разделено на два периода. В первый — художник близок к действительности, во второй — постепенно отходит от нее, ограничиваясь сюжетами, почерпнутыми из литературы, истории, мифологии. Джозеф Мэллорд Уильям Тернер
(1775 — 1851) романтик
Второй выдающийся представитель английского пейзажа изображал природу в какие-то необычные моменты. Художник привносит в ее трактовку значительную долю фантазии, романтических преувеличений. Так, например, в пейзаже «Последний рейс корабля «Отважный» (1838, Национальная галерея, Лондон) Тёрнер изображает красавец парусник, ведомый на слом маленьким энергичным буксиром. Тёрнер сожалеет об уходящем, воплощением которого является старый корабль. Мягкая, размытая палитра художника, световые эффекты оказали влияние на последующие поколения пейзажистов.
Каспар Давид Фридрих В еще большей степени, чем Тернер, отдал дань романтизму немецкий пейзажист Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840). Изображаемые художником мотивы — восход луны над ночным морем, запорошенное снегом кладбище, одинокий крест в горах — настраивают зрителя на грустный лад. Вводимые в картины фигурки людей, бездеятельных, исполненных созерцательности, подчеркивают величие природы. Пейзажи Фридриха, тонко передающие эффекты восходов и заходов, лунный свет, очень субъективны по настроению, исполнены подчас разочарования и пессимизма. Эти черты в целом характерны для немецких художников-романтиков. Жившие в разобщенной, стоявшей в ту пору в стороне от революционного движения Германии, живописцы не смогли подняться до бунтующего, исполненного героики романтизма, который пронизывал творчество великого французского романтика Делакруа.
- 1 Билет. Искусство Древнего мира. Египет. Пирамиды и храмы.
- 2 Билет. Искусство Древнего мира. Шумеры. Вавилон. Ассирия. Архитектура, скульптура.
- 3 Билет. Египетский плоский рельеф и настенная живопись.
- 4 Билет. Скульптура Древнего Египта. Проблема сходства и канон в египетской скульптуре.
- 5 Билет. Эгейское искусство. Крит и Микены. Периодизация Древней Греции.
- 6 Билет. Греческая архаика. Греческая классика. Скульптура и вазопись.
- 7 Билет. Искусство эпохи эллинизма.
- 8 Билет. Типы греческих ордеров. Конструктивные и художественные особенности древнегреческой архитектуры. Афинский акрополь. Основные памятники архитектуры.
- 9 Билет. Мастера древнегреческой скульптуры.
- 10 Билет. Искусство этрусков
- 11 Билет. Архитектура древнего Рима.
- 12 Билет. Скульптура Рима. Скульптурный портрет. Римский рельеф.
- 13 Билет. Монументальная живопись античности (мозаика и фреска). Фаюмский портрет.
- 14 Билет. Христианство и формирование принципов искусства христианской традиции. Символика в произведениях искусства раннего христианства. Зарождение иконографии. Раннехристианские мозаики.
- 16 Билет. Готическая архитектура. Сущность каркасной конструктивной системы. Готические соборы Европы.
- 17 Билет. Скульптурное убранство готического собора. Памятники готической скульптуры. Рождение витража.
- 18 Билет. Предвозрождение (Проторенессанс). Новые тенденции в творчестве Джотто. Искусство Треченто.
- 19 Билет. Итальянское искусство XV века. Раннее Возрождение. Общая характеристика. Гуманизм. Обращение к традициям античности.
- 20 Билет. Архитектура Возрождения. XV век. Постройки Филиппо Брунеллески. Изучение перспективы и новая организация пространства.
- 21 Билет. Скульптура эпохи Раннего Возрождения. Творчество Донателло. Разнообразие скульптурных жанров. Живописный рельеф. Лоренцо Гиберти. Монументальная скульптура. Конные памятники. Вероккио.
- 22 Билет. Итальянская живопись XV века. Фрески. Мазаччо. Мантенья. Станковая живопись. Пьеро делла Франческа. Сандро Боттичелли.
- 23 Билет. Искусство Высокого Возрождения. Образ титанической личности. Мастера Высокого Возрождения.
- 24 Билет. Фрески Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.
- 25 Билет. Творчество Леонардо да Винчи.
- 26 Билет. Творчество Рафаэля.
- 27 Билет. Микеланджело-скульптор.
- 28. Тициан, Веронезе, Тинторетто. Позднее Возрождение в Венеции и маньеризм. Эль Греко.
- 29 Билет. Архитектура XVI века в Италии. Браманте, Микеланджело, Палладио.
- 30 Билет. Северное Возрождение искусство Германии Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Грюневальд, Лукас Кранх старший
- 31 Билет. Нидерландское искусство конца XV – XVI веков. Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель.
- 32 Билет. Искусство Италии 17 века. Стиль барокко. Архитектор Борромини. Скульптора Бернини. Реформа Караваджо.
- 33 Билет. Испанское искусство XVII века. Мир картин Диего Веласкеса.
- 34 Билет. Голландское искусство XVII века. Развитие жанров. «Малые» голландцы. Искусство «великих голландцев» Вермеера и Халса.
- 35 Билет. Творчество Рембранта.
- 35 Билет. Творчество Рембрандта.
- 36 Билет. П.П.Рубенс и фламандское искусство XVII века. Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс.
- 37 Билет. Искусство Франции XVII века. Классицизм. Пуссен и Лоррен.
- 38 Билет. Французское искусство XVIII в. Рококо. Антуан Ватто и “галантный жанр”. Творчество Буше, Греза, Фрагонара. Просвещение. Творчество Шардена.
- 39 Билет. Неоклассицизм во Франции. Творчество Давида.
- 40 Билет. Английское искусство XVIII в. Гейнсборо, Рейнолдс. Хогарт.
- 41 Билет. Испанское искусство XVIII в. Творчество Франсиско Гойи.
- 42. Искусство стран Западной Европы начала XIX в. Эпоха романтизма в Англии и Германии. Блейк, Тернер