6 Билет. Греческая архаика. Греческая классика. Скульптура и вазопись.
Архаический период (7-6 в. до н.э.)
Это период сложения рабовладельческой демократии. Формируются города-государства – полисы. Основным строительным материалом становится камень.
Появляются два основных ордера (порядок) в архитектуре - дорический и ионический. Отличия между ордерами в соотношении несущего и несомого. Дорический орден более массивный, подобный мужской фигуре; ионический - более изящный, подобный женской фигуре.
Скульптура
Развитие гимнастического воспитания, Олимпийские игры, сама жизнь формирует в сознании греков идеал красоты. Это нашло отражение в статуях обнаженных юношей, которые могли изображать и богов, и людей. Их называли куросами (в переводе означает «юноша»).
Скульптуры оставляют ощущение покоя, монументальности. Уголки губ на лицах чуть приподняты, что создает так называемую «архаическую улыбку». Изображение волос декоративно. Руки прижаты к телу. Это обусловлено технологией изготовления скульптуры из единой, ограниченной по размерам каменной глыбы. Мастер придавал глыбе четырехгранную форму, затем наносил рисунок будущей фигуры. Постепенно куросы перестают быть упрощенными и стилизованными, начинают появляться реальные анатомические особенности тела.
Во второй половине VI в. до н.э. на острове Самос, а затем и в других городах Эллады появляются первые бронзовые скульптуры. Женские изображения – коры.
На переходе от архаики к классике существовала фигура Дельфийского возничего, который дошел до современности в оригинале. С лица уходит "архаическая улыбка", глаза были инкрустированы, анатомия рук и ног соблюдена, однако одежды прямые и все еще напоминают колонну своими складками (подобно конилюрам). Также известна скульптура в честь тираноубийц - это считается первой не-сакральной скульптурой, а гражданской, "светской". Поза более динамическая, хотя все еще тяготеет к статике. На рубеже 6-5 создаётся скульптурная композиция на фронтоне храма Афины Афайи с острова Эфины. Предположительно, сюжет фронтона - троянская война. Афина, стоящая посередине фронтона, статична, однако войны вокруг нее уже близки к динамике. Кроме того, интерес фронтона в том, что скульптуры на нем - круглые.
Афины становятся центром культуры.
Вазопись
Вазопись развивается в городах Коринф и в Афинах.
В вазописи орнаменту уделяется меньше места, чем сюжетным изображениям. Складываются стили вазописи:
- Ковровый (тяготеет к изображениям животных, птиц; фон у ваз белый, фигуры обычно черные или красные, а между фигур обязательно пространство украшается узорами ("страх пустого пространства"); фигуры часто вписаны в фризы)
- Чернофигурный
- Краснофигурный
В краснофигурных вазах мифологические сюжеты уступают место жанровым сценам. До нас дошли имена некоторых мастеров вазописи: Евфроний, Евфимид. В Афинах же прото-аттический стиль формируется, который тяготеет к изображению человека и мифологических сюжетов; орнамент более геометризирован; фон ваз красный, а фигуры черные; пространство между фигур заполняется, но не так обильно, как в коринфском стиле. Расписанные вазы использовались только на симпосиях или в ритуалах, обычную же посуду не расписывали. Классический период (5-4 в. д.н.э.):
Ранняя классика: Фронтон храма Зевса в Олимпии, на котором изображена битва лапифов с кентаврами, где в центре также стоит фигура судящего бога - Аполлон в данном случае. В отличие от более ранних скульптур и фронтонов, на лицах героев появляются эмоции - боль, злоба, ярость; складки на скульптурах уже не напоминают конилюры, они обтекают тело, изображенное, кстати, анатомически верно. Второй фронтон этого же храма изображает создание Олимпийских игр. В центре - Зевс, а по бокам от него Эномай и Пелопс, причем оба стоят в позе, которая потом будет названа "контрапостом" - естественной позе, когда вес тела смещен на одну ногу. В период ранней классики работал скульптор Мирон, известный своей скульптурой дискобола (нам известна только римская мраморная копия). Скульптура анатомична, лицо героя серьезно и сосредоточено. Кроме дискобола Мирон создал скульптурную композицию Афины и Марсия. Почти во всех скульптурах архаики и классики прослеживается единый мотив борьбы хаоса и порядка, хтонических чудищ и героев. Также греки любят изображать "последний момент" - дискобол, собирающийся метнуть диск; Марсий, поднявший флейту; Эномай и Пелопс, готовые к состязанию. Это всегда еще не само действие, но мгновение перед ним.
- 1 Билет. Искусство Древнего мира. Египет. Пирамиды и храмы.
- 2 Билет. Искусство Древнего мира. Шумеры. Вавилон. Ассирия. Архитектура, скульптура.
- 3 Билет. Египетский плоский рельеф и настенная живопись.
- 4 Билет. Скульптура Древнего Египта. Проблема сходства и канон в египетской скульптуре.
- 5 Билет. Эгейское искусство. Крит и Микены. Периодизация Древней Греции.
- 6 Билет. Греческая архаика. Греческая классика. Скульптура и вазопись.
- 7 Билет. Искусство эпохи эллинизма.
- 8 Билет. Типы греческих ордеров. Конструктивные и художественные особенности древнегреческой архитектуры. Афинский акрополь. Основные памятники архитектуры.
- 9 Билет. Мастера древнегреческой скульптуры.
- 10 Билет. Искусство этрусков
- 11 Билет. Архитектура древнего Рима.
- 12 Билет. Скульптура Рима. Скульптурный портрет. Римский рельеф.
- 13 Билет. Монументальная живопись античности (мозаика и фреска). Фаюмский портрет.
- 14 Билет. Христианство и формирование принципов искусства христианской традиции. Символика в произведениях искусства раннего христианства. Зарождение иконографии. Раннехристианские мозаики.
- 16 Билет. Готическая архитектура. Сущность каркасной конструктивной системы. Готические соборы Европы.
- 17 Билет. Скульптурное убранство готического собора. Памятники готической скульптуры. Рождение витража.
- 18 Билет. Предвозрождение (Проторенессанс). Новые тенденции в творчестве Джотто. Искусство Треченто.
- 19 Билет. Итальянское искусство XV века. Раннее Возрождение. Общая характеристика. Гуманизм. Обращение к традициям античности.
- 20 Билет. Архитектура Возрождения. XV век. Постройки Филиппо Брунеллески. Изучение перспективы и новая организация пространства.
- 21 Билет. Скульптура эпохи Раннего Возрождения. Творчество Донателло. Разнообразие скульптурных жанров. Живописный рельеф. Лоренцо Гиберти. Монументальная скульптура. Конные памятники. Вероккио.
- 22 Билет. Итальянская живопись XV века. Фрески. Мазаччо. Мантенья. Станковая живопись. Пьеро делла Франческа. Сандро Боттичелли.
- 23 Билет. Искусство Высокого Возрождения. Образ титанической личности. Мастера Высокого Возрождения.
- 24 Билет. Фрески Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.
- 25 Билет. Творчество Леонардо да Винчи.
- 26 Билет. Творчество Рафаэля.
- 27 Билет. Микеланджело-скульптор.
- 28. Тициан, Веронезе, Тинторетто. Позднее Возрождение в Венеции и маньеризм. Эль Греко.
- 29 Билет. Архитектура XVI века в Италии. Браманте, Микеланджело, Палладио.
- 30 Билет. Северное Возрождение искусство Германии Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Грюневальд, Лукас Кранх старший
- 31 Билет. Нидерландское искусство конца XV – XVI веков. Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель.
- 32 Билет. Искусство Италии 17 века. Стиль барокко. Архитектор Борромини. Скульптора Бернини. Реформа Караваджо.
- 33 Билет. Испанское искусство XVII века. Мир картин Диего Веласкеса.
- 34 Билет. Голландское искусство XVII века. Развитие жанров. «Малые» голландцы. Искусство «великих голландцев» Вермеера и Халса.
- 35 Билет. Творчество Рембранта.
- 35 Билет. Творчество Рембрандта.
- 36 Билет. П.П.Рубенс и фламандское искусство XVII века. Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс.
- 37 Билет. Искусство Франции XVII века. Классицизм. Пуссен и Лоррен.
- 38 Билет. Французское искусство XVIII в. Рококо. Антуан Ватто и “галантный жанр”. Творчество Буше, Греза, Фрагонара. Просвещение. Творчество Шардена.
- 39 Билет. Неоклассицизм во Франции. Творчество Давида.
- 40 Билет. Английское искусство XVIII в. Гейнсборо, Рейнолдс. Хогарт.
- 41 Билет. Испанское искусство XVIII в. Творчество Франсиско Гойи.
- 42. Искусство стран Западной Европы начала XIX в. Эпоха романтизма в Англии и Германии. Блейк, Тернер