logo
История зарубежного ИЗО

27 Билет. Микеланджело-скульптор.

Особенностью "создателя Ватикана" было то, что он участвовал в создании своих скульптурных шедевров на всех стадиях, начиная с выбора мраморной глыбы и перевозки ее до мастерской. Мастер никому не доверял даже простейших транспортировочных и погрузочных работ. Он словно уже в огромной глыбе видел свое произведение и уже относился к ней, как к хранилищу будущего шедевра.

Работа великого мастера относится к его ранним шедеврам, однако, она считается произведением искусства, заканчивающим период Раннего Возрождения и открывающим великолепную эпоху Высокого Возрождения. Речь идет о композиции "Пьета", расположенную в базилике Святого Петра. Мертвое тело сына Иисуса держит на руках Дева Мария. Молодая, хрупкая женщина горько скорбит. Ее лицо источает нескончаемую печаль и горе. Скульптура поражает точностью деталей. Складки одежды Марии не могут не вызывать восхищения тонкой и скрупулезной работой автора. Известно, что впечатление, производимое композицией настолько сильное, что несколько раз на нее покушались люди с неустойчивой психикой.

Символом всего Ренессанса стала статуя Давида во Флоренции. В этой работе мастер воспел красоту человеческого духа и тела. Поражает гармония, присущая этой скульптуре. Автору едва исполнилось 26 лет, когда он получил заказ на "Давида". Результат уже в то время произвел яркое впечатление не только на флорентийцев, но и на коллег мастера.

Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора, одна из самых любимых работ самого скульптора. Известно, что автор постоянно возвращался к ней и доделывал на протяжении 30 лет. Фигура пророка обладает секретом, чтобы полностью понять задумку автора, нужно разглядеть фигуру со всех сторон. В этом случае зритель чувствует некое напряжение и энергию, исходящую изнутри скульптуры.

Микеланджело не любил создавать скульптуры, обладающие портретным сходством с кем бы то ни было. Даже заказанные ему надгробия он создавал, объятый вдохновением. Самое известное из всех его скульптурных надгробий - памятник Лоренцо Медичи. Идеализируя образ почившего герцога, мастер создает созерцательный образ умудренного опытом человека, эстета и мецената.

Общая характеристика:

В случае, если Греческие мастера представляли собой объединенную гармонию двух составляющих между волей человека, а также его телом, а скульптура в жанре "готика" порождала эмоциональную связь, то у Микеланджело происходит конфронтация между двумя чувствами - между волей, а также чувством.

В первую очередь, стоит понять, что у Микланджело все работы выглядят натянутыми, мускулы тела напряжены до максимальной частоты, порой даже используя противоположенное, движение вращение, которое также воспринимает в виде повышенной жизни духа, в качестве психологического конфликта.

Очень важно передать будущее движение, которое произойдет. На скульптуре заметно, что самого движения ещё нет, но будучи не каменным, оно бы обязательно произошло. Пластическая составляющая данного элемента выражается при помощи спокойного тела, но благодаря повороту, к примеру, головы, либо при помощи неожиданного поворота руки, создается впечатление, будто динамика общей скульптуры полностью воспламеняется.