1 Билет. Искусство Древнего мира. Египет. Пирамиды и храмы.
Искусство Египта – о вечности и загробной жизни.
Архитектура
Помимо жилых помещений, египтяне строили гробницы, храмы, дворцы.
Более всего известны гробницы– («дома вечности»). В гробницы помещали саркофаг с мумией, так как считали, что тело надо сохранить для продолжения жизни души в загробном мире. Мумифицированное тело умершего укладывали в каменный саркофаг и помещали в самом центре гробницы. Стены погребальной камеры покрывались надписями, содержащими магические формулы и заклинания. Это должно было помочь, как считали египтяне, переправиться фараону в мир иной. Живопись и скульптура должны были сопровождать душу в иной мир. Египтяне верили, что все изображенное на стенах гробницы оживет в загробном мире.
Пирамиды – гробницы фараонов.
Где расположены самые известные египетские пирамиды
В городе Гиза. Здесь расположены три пирамиды – пирамида Хеопса, пирамида Хефрена и пирамида Микерина.
Когда строили пирамиды
В III тыс. до н.э. (Древнее царство)
Для чего строили пирамиды
Для того чтобы обеспечить жизнь в загробном мире.
Исследователи считают, что пирамиды были олицетворением солнца для египтян. Грани пирамиды устремлены к небу под тем же углом, под каким лучи солнца падают на землю. Скорее всего, египтяне предполагали, что возносящиеся к небесам пирамиды помогут совершить фараону восхождение к богам.
Из чего строили пирамиды
Для строительства пирамид египтяне использовали каменные блоки из известняка, которые выламывали в горах, а затем переносили к месту строительства на волокушах.
Самая древняя пирамида – пирамида Джосера, была построена в 2650 г. до н.э. архитектором Имхотепом.
Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса (высота – 139 м) построена около 2600 г. до н.э.
Храмы
Храмы египтян - культовые сооружения для поклонения богам и поминания фараонов (два типа: для бога и для фараона).
Наиболее крупные храмы стали воздвигаться в период Нового царства. Особенно замечательны фиванские храмы – Луксорский и Карнакский – с огромными залами и открытыми колонными дворами. Стены храмов были покрыты раскрашенными рельефами ииероглифическими надписями.
В египетских храмах наблюдался синтез пространственных искусств с временными - с пением, музыкой, танцами. На рельефных композициях фигуры повторялись с определенным ритмом.
Самая главная особенность египетских храмов- это присущая им прямолинейность форм как по горизонтали, так и по вертикали.
Где строились
Делились на те, которые высечены в скале и на те, которые сделаны отдельным зданием.
Скульптура
Египтяне изображали фараонов.
Существовали также скульптуры вельмож и простолюдинов (писцов, чиновников, ремесленников). • Статуэтка пивовара • Сидячий писец
Скульптуры в гробницах выполняли ту же роль, что и мумии, – обеспечивали умершему посмертное существование в загробном мире.
Правила скульптурного изображения
Египтяне всегда изображали богов большего размера, чем фараонов, а фараонов – большего размера, чем обычных людей. Кожу мужчин на скульптурных портретах делали более темной, женщин – светлой.
Статуи, согласно канонам, исполнялись фронтально, сочетая черты сходства со стилизацией. Иногда в одном изображении сочетались элементы человеческой фигуры и животного. Помимо камня скульптуры выполнялись из металла и кости.
Для чего египтяне делали скульптуры сфинксов
Египтяне верили, что статуи сфинксов охраняют храмы.
Сфинкс – фантастическое существо с телом льва и головой человека (часто портрет фараона) или барана. Его египтяне почитали как хранителя древних знаний.
Крупнейший из сохранившихся сфинксов – Большой сфинкс в Гизе. Высечен из целой скалы, изображен с лицом фараона Хефрена.
Живопись
Что рисовали
Египтяне делали настенные росписи на стенах храмов, дворцов и гробниц. На росписях гробниц можно увидеть сцены из обычной жизни: от вспашки полей до пиршеств. Египтяне верили, что эти рисунки, нарисованные на стенах гробницы, оживают в загробном мире.
Как рисовали
Существовал канон изображения фигуры на плоскости (в росписях и рельефах): голову и ноги изображали в профиль, плечи – в фас. Форму головы – в профиль, глаз – в фас. Все части тела – в наиболее выигрышном ракурсе, чтобы предстать перед богами в лучшем виде. Канон будет сохраняться на протяжении тысячелетий.
- 1 Билет. Искусство Древнего мира. Египет. Пирамиды и храмы.
- 2 Билет. Искусство Древнего мира. Шумеры. Вавилон. Ассирия. Архитектура, скульптура.
- 3 Билет. Египетский плоский рельеф и настенная живопись.
- 4 Билет. Скульптура Древнего Египта. Проблема сходства и канон в египетской скульптуре.
- 5 Билет. Эгейское искусство. Крит и Микены. Периодизация Древней Греции.
- 6 Билет. Греческая архаика. Греческая классика. Скульптура и вазопись.
- 7 Билет. Искусство эпохи эллинизма.
- 8 Билет. Типы греческих ордеров. Конструктивные и художественные особенности древнегреческой архитектуры. Афинский акрополь. Основные памятники архитектуры.
- 9 Билет. Мастера древнегреческой скульптуры.
- 10 Билет. Искусство этрусков
- 11 Билет. Архитектура древнего Рима.
- 12 Билет. Скульптура Рима. Скульптурный портрет. Римский рельеф.
- 13 Билет. Монументальная живопись античности (мозаика и фреска). Фаюмский портрет.
- 14 Билет. Христианство и формирование принципов искусства христианской традиции. Символика в произведениях искусства раннего христианства. Зарождение иконографии. Раннехристианские мозаики.
- 16 Билет. Готическая архитектура. Сущность каркасной конструктивной системы. Готические соборы Европы.
- 17 Билет. Скульптурное убранство готического собора. Памятники готической скульптуры. Рождение витража.
- 18 Билет. Предвозрождение (Проторенессанс). Новые тенденции в творчестве Джотто. Искусство Треченто.
- 19 Билет. Итальянское искусство XV века. Раннее Возрождение. Общая характеристика. Гуманизм. Обращение к традициям античности.
- 20 Билет. Архитектура Возрождения. XV век. Постройки Филиппо Брунеллески. Изучение перспективы и новая организация пространства.
- 21 Билет. Скульптура эпохи Раннего Возрождения. Творчество Донателло. Разнообразие скульптурных жанров. Живописный рельеф. Лоренцо Гиберти. Монументальная скульптура. Конные памятники. Вероккио.
- 22 Билет. Итальянская живопись XV века. Фрески. Мазаччо. Мантенья. Станковая живопись. Пьеро делла Франческа. Сандро Боттичелли.
- 23 Билет. Искусство Высокого Возрождения. Образ титанической личности. Мастера Высокого Возрождения.
- 24 Билет. Фрески Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.
- 25 Билет. Творчество Леонардо да Винчи.
- 26 Билет. Творчество Рафаэля.
- 27 Билет. Микеланджело-скульптор.
- 28. Тициан, Веронезе, Тинторетто. Позднее Возрождение в Венеции и маньеризм. Эль Греко.
- 29 Билет. Архитектура XVI века в Италии. Браманте, Микеланджело, Палладио.
- 30 Билет. Северное Возрождение искусство Германии Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Грюневальд, Лукас Кранх старший
- 31 Билет. Нидерландское искусство конца XV – XVI веков. Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель.
- 32 Билет. Искусство Италии 17 века. Стиль барокко. Архитектор Борромини. Скульптора Бернини. Реформа Караваджо.
- 33 Билет. Испанское искусство XVII века. Мир картин Диего Веласкеса.
- 34 Билет. Голландское искусство XVII века. Развитие жанров. «Малые» голландцы. Искусство «великих голландцев» Вермеера и Халса.
- 35 Билет. Творчество Рембранта.
- 35 Билет. Творчество Рембрандта.
- 36 Билет. П.П.Рубенс и фламандское искусство XVII века. Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс.
- 37 Билет. Искусство Франции XVII века. Классицизм. Пуссен и Лоррен.
- 38 Билет. Французское искусство XVIII в. Рококо. Антуан Ватто и “галантный жанр”. Творчество Буше, Греза, Фрагонара. Просвещение. Творчество Шардена.
- 39 Билет. Неоклассицизм во Франции. Творчество Давида.
- 40 Билет. Английское искусство XVIII в. Гейнсборо, Рейнолдс. Хогарт.
- 41 Билет. Испанское искусство XVIII в. Творчество Франсиско Гойи.
- 42. Искусство стран Западной Европы начала XIX в. Эпоха романтизма в Англии и Германии. Блейк, Тернер