logo
История зарубежного ИЗО

20 Билет. Архитектура Возрождения. XV век. Постройки Филиппо Брунеллески. Изучение перспективы и новая организация пространства.

В XV веке Флоренция оказала значительное влияние на развитие архитектуры в Италии, а затем уже в Европе. Впервые правила архитектуры Возрождения были сформулированы и применены именно в этом городе.

Проникновение архитектурного стиля Ренессанса во Флоренцию – это не плавная эволюция из предыдущих стилей, а, скорее, осознанное и быстрое развитие силами архитекторов, желающих оживить золотой век античности. Новый стиль отодвинул на задний план сложную систему пропорций и неправильных симметрий средневековых зданий, при строительстве которых отдавалось предпочтение больше интуиции, а не математическим расчетам. Пришло время симметрии, пропорции, геометрии и элементов античной архитектуры – пилястр, колонн, полукруглых арок и полусферических куполов.

Флоренция – это сосредоточие многочисленных шедевров искусства и архитектуры. Собор Санта-Мария дель Фьоресчитается первым вестником Возрождения благодаря уникальному куполу. Создатель купола -Филиппо Брунеллески(1377-1446), архитектор и инженер, которому, собственно, приписывают возникновение ренессансной архитектуры.

Сохранив готические ребра, он использовал структуру купола древнеримского Пантеона. Купол выложен из красного кирпича, без лес (опор), следуя законам физики и математики. Это один из самых больших куполов каменной кладки.

Строительство носило общественный характер, в чем нельзя не усматривать воздействия «гражданственного гуманизма». В центре всех архитектурных начинаний коммуны стояло возведение купола флорентийского собора, которое рассматривалось как дело чести всей республики и которое поглощало львиную долю всех средств. 

Первая точная формулировка законов построения перспективы принадлежит Ф. Брунеллески. Он открыл точку схода на плоскости, точку «исчезновения», в которую устремлены все параллельные линии. Кроме того, он догадался о масштабе, вычислив отношение длины фигуры к длине проекции на картине в зависимости от расстояния до картинной плоскости.

Альберти предложил применять при рисовании с натуры сетку на стекле, для построения перспективы использовал дистанционные точки, в которые сходились диагонали квадратов пола или площади. Он объяснил догадки Брунеллески и на примере построения пола из квадратных плит демонстрировал значение точки схода и закон параллельных прямых, перпендикулярных к картинной плоскости. Им определено расстояние от точки зрения, до точки схода, которое равно расстоянию от центральной точки схода до дистанционной.

Знание перспективы помогало художникам точнее передать свое представление о природе вещей и людей.