20 Билет. Архитектура Возрождения. XV век. Постройки Филиппо Брунеллески. Изучение перспективы и новая организация пространства.
В XV веке Флоренция оказала значительное влияние на развитие архитектуры в Италии, а затем уже в Европе. Впервые правила архитектуры Возрождения были сформулированы и применены именно в этом городе.
Проникновение архитектурного стиля Ренессанса во Флоренцию – это не плавная эволюция из предыдущих стилей, а, скорее, осознанное и быстрое развитие силами архитекторов, желающих оживить золотой век античности. Новый стиль отодвинул на задний план сложную систему пропорций и неправильных симметрий средневековых зданий, при строительстве которых отдавалось предпочтение больше интуиции, а не математическим расчетам. Пришло время симметрии, пропорции, геометрии и элементов античной архитектуры – пилястр, колонн, полукруглых арок и полусферических куполов.
Флоренция – это сосредоточие многочисленных шедевров искусства и архитектуры. Собор Санта-Мария дель Фьоресчитается первым вестником Возрождения благодаря уникальному куполу. Создатель купола -Филиппо Брунеллески(1377-1446), архитектор и инженер, которому, собственно, приписывают возникновение ренессансной архитектуры.
Сохранив готические ребра, он использовал структуру купола древнеримского Пантеона. Купол выложен из красного кирпича, без лес (опор), следуя законам физики и математики. Это один из самых больших куполов каменной кладки.
Строительство носило общественный характер, в чем нельзя не усматривать воздействия «гражданственного гуманизма». В центре всех архитектурных начинаний коммуны стояло возведение купола флорентийского собора, которое рассматривалось как дело чести всей республики и которое поглощало львиную долю всех средств.
Первая точная формулировка законов построения перспективы принадлежит Ф. Брунеллески. Он открыл точку схода на плоскости, точку «исчезновения», в которую устремлены все параллельные линии. Кроме того, он догадался о масштабе, вычислив отношение длины фигуры к длине проекции на картине в зависимости от расстояния до картинной плоскости.
Альберти предложил применять при рисовании с натуры сетку на стекле, для построения перспективы использовал дистанционные точки, в которые сходились диагонали квадратов пола или площади. Он объяснил догадки Брунеллески и на примере построения пола из квадратных плит демонстрировал значение точки схода и закон параллельных прямых, перпендикулярных к картинной плоскости. Им определено расстояние от точки зрения, до точки схода, которое равно расстоянию от центральной точки схода до дистанционной.
Знание перспективы помогало художникам точнее передать свое представление о природе вещей и людей.
- 1 Билет. Искусство Древнего мира. Египет. Пирамиды и храмы.
- 2 Билет. Искусство Древнего мира. Шумеры. Вавилон. Ассирия. Архитектура, скульптура.
- 3 Билет. Египетский плоский рельеф и настенная живопись.
- 4 Билет. Скульптура Древнего Египта. Проблема сходства и канон в египетской скульптуре.
- 5 Билет. Эгейское искусство. Крит и Микены. Периодизация Древней Греции.
- 6 Билет. Греческая архаика. Греческая классика. Скульптура и вазопись.
- 7 Билет. Искусство эпохи эллинизма.
- 8 Билет. Типы греческих ордеров. Конструктивные и художественные особенности древнегреческой архитектуры. Афинский акрополь. Основные памятники архитектуры.
- 9 Билет. Мастера древнегреческой скульптуры.
- 10 Билет. Искусство этрусков
- 11 Билет. Архитектура древнего Рима.
- 12 Билет. Скульптура Рима. Скульптурный портрет. Римский рельеф.
- 13 Билет. Монументальная живопись античности (мозаика и фреска). Фаюмский портрет.
- 14 Билет. Христианство и формирование принципов искусства христианской традиции. Символика в произведениях искусства раннего христианства. Зарождение иконографии. Раннехристианские мозаики.
- 16 Билет. Готическая архитектура. Сущность каркасной конструктивной системы. Готические соборы Европы.
- 17 Билет. Скульптурное убранство готического собора. Памятники готической скульптуры. Рождение витража.
- 18 Билет. Предвозрождение (Проторенессанс). Новые тенденции в творчестве Джотто. Искусство Треченто.
- 19 Билет. Итальянское искусство XV века. Раннее Возрождение. Общая характеристика. Гуманизм. Обращение к традициям античности.
- 20 Билет. Архитектура Возрождения. XV век. Постройки Филиппо Брунеллески. Изучение перспективы и новая организация пространства.
- 21 Билет. Скульптура эпохи Раннего Возрождения. Творчество Донателло. Разнообразие скульптурных жанров. Живописный рельеф. Лоренцо Гиберти. Монументальная скульптура. Конные памятники. Вероккио.
- 22 Билет. Итальянская живопись XV века. Фрески. Мазаччо. Мантенья. Станковая живопись. Пьеро делла Франческа. Сандро Боттичелли.
- 23 Билет. Искусство Высокого Возрождения. Образ титанической личности. Мастера Высокого Возрождения.
- 24 Билет. Фрески Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.
- 25 Билет. Творчество Леонардо да Винчи.
- 26 Билет. Творчество Рафаэля.
- 27 Билет. Микеланджело-скульптор.
- 28. Тициан, Веронезе, Тинторетто. Позднее Возрождение в Венеции и маньеризм. Эль Греко.
- 29 Билет. Архитектура XVI века в Италии. Браманте, Микеланджело, Палладио.
- 30 Билет. Северное Возрождение искусство Германии Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Грюневальд, Лукас Кранх старший
- 31 Билет. Нидерландское искусство конца XV – XVI веков. Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель.
- 32 Билет. Искусство Италии 17 века. Стиль барокко. Архитектор Борромини. Скульптора Бернини. Реформа Караваджо.
- 33 Билет. Испанское искусство XVII века. Мир картин Диего Веласкеса.
- 34 Билет. Голландское искусство XVII века. Развитие жанров. «Малые» голландцы. Искусство «великих голландцев» Вермеера и Халса.
- 35 Билет. Творчество Рембранта.
- 35 Билет. Творчество Рембрандта.
- 36 Билет. П.П.Рубенс и фламандское искусство XVII века. Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс.
- 37 Билет. Искусство Франции XVII века. Классицизм. Пуссен и Лоррен.
- 38 Билет. Французское искусство XVIII в. Рококо. Антуан Ватто и “галантный жанр”. Творчество Буше, Греза, Фрагонара. Просвещение. Творчество Шардена.
- 39 Билет. Неоклассицизм во Франции. Творчество Давида.
- 40 Билет. Английское искусство XVIII в. Гейнсборо, Рейнолдс. Хогарт.
- 41 Билет. Испанское искусство XVIII в. Творчество Франсиско Гойи.
- 42. Искусство стран Западной Европы начала XIX в. Эпоха романтизма в Англии и Германии. Блейк, Тернер